Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Программа элективного курса Мир химических реакций


Автор(ы): Соколовская Надежда Владиславовна, учитель биологии и химии

Пояснительная записка

Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 34 часа обучения для учащихся 10–11-х классов.
Цель данного курса – помочь старшеклассникам закрепить основные теоретические положения неорганической химии и научить использовать химические уравнения для осмысленного восприятия важнейших химических процессов.
В программу включены вопросы классификации химических реакций и рассматриваются подробно различные типы химических реакций. Особое внимание уделяется вопросу составления окислительно-восстановительных реакций методом окислительно-восстановительного баланса и методом электронно-ионного баланса (метод полуреакций).
Задачами данного курса являются:
  • развитие знаний по химии полученных во время изучения базовых курсов;
  • формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
  • развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;
  • формирование познавательного интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла;
  • более глубокая подготовка учащихся по химии для сдачи единого государственного экзамена.
Структура курса направлена на раскрытие логики познания мира химических веществ и реакций между ними через изучение закономерностей написания химических процессов с помощью химических уравнений. Курс включает разделы «Реакции аналитической химии», «Электрохимические реакции», «Реакции окисления и восстановления», «Комбинированные реакции».
Содержание курса разработано в соответствии с его целями и задачами, в нем раскрываются дополнительные сведения о классификации химических реакций, о реакциях используемых в химическом анализе, о многообразии окислительно-восстановительных реакций, о роли окислителей и восстановителей в химических процессах. Курс содержит занимательный материал по аналитической химии и окислительно-восстановительным реакциям, который расширяет и углубляет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними.
Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, демонстрацию опытов, решение расчетных и экспериментальных задач, анализ видеофильмов, использование дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:
  • классификацию химических реакций;
  • виды химических реакций в общей и аналитической химии;
  • особенности термохимических реакций;
  • закономерности протекания электролиза растворов и расплавов электролитов;
  • основные группы окислителей и восстановителей;
  • вещества, обладающие окислительно-восстановительной двойственностью;
  • закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций.
Уметь:
  • ориентироваться в мире химических реакций;
  • характеризовать химические реакции в аналитической химии;
  • писать уравнения электролиза растворов и расплавов с различными видами электродов;
  • подбирать продукты окислительно-восстановительных реакций в соответствии с реагирующими веществами и средой реакции;
  • использовать метод окислительно-восстановительного баланса для анализа и записи окислительно-восстановительной реакции;
  • использовать метод ионных полуреакций для анализа и записи окислительно-восстановительной реакций;
  • использовать полученные теоретические знания при изучении школьного курса химии;
  • пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;
  • подготовить сообщение, реферат.

Основное содержание программы

Введение (4 часа)
Понятие химических реакций. Понятие стехиометрии. Механизмы химических реакций. Классификация химических реакций: по признаку состава и количества веществ участвующих и образующихся в результате реакции, по признаку обратимости, по термохимическому эффекту химической реакции, по изменению степени окисления, реакции ионного обмена. Реакции по признаку изменения числа и состава реагирующих веществ и продуктов реакции.
Лабораторная работа №1: определение типа химической реакции по признаку изменения числа и состава реагирующих веществ и продуктов реакции.
Реакции аналитической химии (8 часов)
Реакции в аналитической химии, их значение. Реакции ионного обмена и условия их протекания до конца. Качественные реакции на анионы: хлорид-ион, сульфат-ион, ортофосфат-ион, нитрат-ион, карбонат-ион, силикат-ион. Качественные реакции на катионы: щелочных и щелочноземельных металлов, хрома, железа, меди, никеля.
Реакции гидролиза солей и других веществ. Протонодонорные и протоноакцепторные реакции амфотерных соединений. Реакции осаждения и растворения. Реакции комплексообразования. Каталитические реакции.
Лабораторная работа №2: качественные реакции на анионы: хлорид-ион, сульфат-ион, ортофосфат-ион, нитрат-ион, карбонат-ион, силикат-ион.
Лабораторная работа №3: качественные реакции на катионы щелочных и щелочноземельных металлов, железа.
Демонстрационные опыты по реакциям гидролиза солей.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.24 | Просмотров: 294

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!