Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Учет вида темперамента в школьной жизни


Автор(ы): Кашина Наталья Валентиновна, Учитель

Проходят периоды новорожденности и младенчества, и перед взрослыми в семье появляется ребенок, который начинает показывать свой характер, ребенок, который чем-то отличается от других детей, в чем-то он похож на сверстников. Однако, сталкиваясь с первыми трудностями воспитания, родители понимают, что на поведение ребенка влияет так называемый темперамент.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, то есть всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны поведения имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента – типе высшей нервной деятельности – постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
Издавна делались попытки свести бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных детских портретов. Гиппократовские четыре типа темпераметра – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих закономерностей среди вариантов психики.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, ребенка, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружаюшей среде.
Сразу хочется уточнить, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, (что невозможно вследствии врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств
нервной системы Павлов вьделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2) “живой” (сильный; подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) “слабый” (неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
Редко встречаются “чистые типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении ребенка.
Темперамент накладывает отпечаток на способы повения и общения. Продуктивность работы, обучаемость ребенка тесно связана с особенностями его темперамента. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции детей с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать педагогам и родителям.
К примеру там, где индивидуальность ребенка сангвинического темперамента не учитывается, школьник растет легкомысленным, суетливым, несерьезным, поверхностным человеком в работе и в чувствах.
Дети, у которых преобладают признаки холерического темперамента, очень возбудимы, они обычно вспыльчивы, крикливы, шумливы, резки.
Конечно, взрослых это сердит, и они сами начинают кричать, раздражаться
вместо того, чтобы подумать, как своей выдержанной р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.28 | Просмотров: 196

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!