Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: ...Милосердие... не бывает чрезмерным... (по рассказу В.М. Шукшина Как зайка летал на воздушных шариках)
Автор(ы): Быкова Людмила Григорьевна, зам.директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - - познакомить учащихся с личностью писателя, его мировосприятием через анализ данного рассказа; обсудить с ними проблему взаимоотношений взрослых и детей; обучать их способам анализа художественного произведения;
- - развивать у них навыки и умения художественного пересказа, словесного рисования, выражать свои мысли в устной и письменной форме, обобщать сказанное;
- - воспитание у детей чувства сострадания, милосердия, отзывчивости.
Словарь: милосердие, сострадание, отзывчивость. Оборудование: - Компьютер,
- медиапроектор,
- Презентация
Эпиграф: Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием. (Фома Кемпийский) Ход урока 1. Вступительное слово учителя. (Тема урока). Слайд 1. II. Реализация домашнего задания. Художественный пересказ рассказа. (1-2 ученика у доски). III. Выявление читательского восприятия. Слайд 2. - Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? - Что запомнилось? На что обратили внимание? Что вас тронуло? - О чем вы хотели бы поговорить сегодня на уроке? (Подвести детей к определению целей урока). Слайд 3. Беседа. - Что вы знаете о В.М.Шукшине? Слайд 4. - Какие рассказы читали? Какие фильмы с его участием смотрели? Учитель: Василий Макарович Шукшин – наш с вами земляк, человек великой души, с необычайно обостренным чувством совести и справедливости. Прожил он свою жизнь, как песню спел, - ярко и стремительно. И только после его смерти, к сожалению, мы смогли разглядеть и почувствовать всю глубину и самобытность его дарования. Писатель, актер, режиссер… Родился он на Алтае, жил с матерью и сестрой и учился в с.Сростки, где сейчас находится Всероссийский мемориальный музей заповедник В.М.Шукшина. (На слайдах виды села, школы, дома писателя, фотографии его и семьи). Комментарий фотографий. Слайды 5 – 13. Анализ рассказа “Как зайка летал на воздушных шариках”. 1. Аналитическая беседа. - О чем этот рассказ? Определите его тему. Слайд 14. - Как вы поняли смысл рассказа? Какие, на ваш взгляд, проблемы поднимает автор в нем? (Любовь, милосердие, взрослые и дети, в чем смысл жизни). 2. Работа с иллюстрацией. Слайд 15. - К какому эпизоду сказки нарисована иллюстрация? Какому элементу композиции сказки он соответствует? (кульминация). - На ваш взгляд, насколько точно художник отразил в своем рисунке содержание сказки? Каким выглядит зайка? - Почему Верочка запомнила именно эту сказку о зайке? Что ее так привлекло в ней? Слайд 16. - Как вы поняли нравоучительный смысл сказки? - “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”, - уверял нас А.С.Пушкин. Как вы думаете, какой урок можно извлечь из этой сказки? - Подумайте, почему В.Шукшин вынес в заголовок рассказа название этой сказки, ведь она так мало места занимает в повествовании? (Смысл сказки напрямую перекликается с содержанием рассказа: и там, и тут говорится о доброте, об отзывчивости, готовности прийти на помощь в трудной ситуации. В сказке отражается в сжатом виде смысл всего рассказа). - Почему Верочка так подружилась с дядей “Игоем”? (Он может найти общий язык с ребенком, наверное, душа у него “детская” - смотрит на мир глазами ребенка, видит доброе и хорошее; близок детский взгляд на вещи). - Почему Федор, такой большой и сильный мужчина, так изменился всего за несколько дней? Может быть, даже состарился? (Очень переживал за любимую больную дочурку, хотел любым способом помочь скорее выздороветь). Слайд 17 - Обратитесь к тексту: как автор показывает его переживания? Подберите цитату из текста, относящуюся к данной иллюстрации. Слайд 18. (“Когда приходила медсестра, Федор Кузьмич уходил куда-нибудь из квартиры, на лестничную площадку, да еще спускался этажа на два вниз по лестнице, и там пережидал. Курил. (…) У Федора все каменело в груди. Он бы и плакал, если б умел, если бы вышли слезы. Но они стояли где-то в горле, не выходили.”) - - Каков он по характеру? Добрый, любящий отец? А почему тогда так обижает свою жену, мать Верочки? Упрекает ее в болезни дочери, называя тряпичницей? Разве мать не также любит свою девочку? (“От беспомощности и горя он тяжело обидел жену, мать девочки: упрекнул, что та недосмотрела за дитем”. Он не может ей простить, что она больше интересуется новыми нарядами, чем дочкой). - О чем заставила задуматься его болезнь девочки? ( О своей жизни, о своей работе). Слайд 19. - Почему автор пишет, что “может, больше надо самому Федору, чем девочке”, чтобы Егор прилетел к ним? (Болезнь дочки заставила Федора, взрослого человека, пересмотреть в какой-то мере свои взгляды на жизнь, пересмотреть жизненные ценности. Какие?) - В рассказе говорится о материальном достатке семьи Верочки, отец мог достать ей любые лекарства, пригласить лучших докторов. Найдите слова в тексе рассказа, говорящие о том, Федор был достаточно влиятельным человеком. Но это не помогает девочке выздороветь. Автор говорит, что для скорейшего выздоровления ее необходимо что-то другое… Что именно? (Лекарство “для души” - хор...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.11.30 | Просмотров: 337
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|