Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Проект как форма организации самостоятельной деятельности младших школьников


Автор(ы): Кармакова Татьяна Афанасьевна, зам.директора по УВР

Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе “Школа 2100”, по которой работает наша начальная школа, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности – “личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.
Но для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы “Школа 2100” предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников.
Существует специальная научная дисциплина “Управление проектами”, в которой проект определяется как “комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета”. В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:
  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимость и уникальность.
В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид и Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, создание нового учебника, разработка нового оборудования, подготовка спектакля, полет на Луну и так далее.
Учителя нашей начальной школы работают над небольшими проектами, которые позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Очень важно, чтобы работа над этими мини-проектами стала традиционной. Кроме того, необходимо, чтобы работа была групповой с распределением ролей. Это позволяет включить в проектную деятельность общение – ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.
В рамках проекта может быть не только заявлена, но и апробирована личностная позиция ученика. Кроме того, с психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их исполнение. В настоящее время проектную деятельность можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций.
Я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира. Очень интересная программа данного курса А.А. Вахрушева предполагает, что дети, прочитав материал в разделе “для любознательных”, захотят продолжить поиск новой информации по данной теме. Сначала это были индивидуальные проекты, а потом это стали проекты, созданные всем классом.
Как пример хочу привести проектную работу учащихся 3-го класса на уроках окружающего мира по теме “Экосистемы”. Данная тема предполагает в течение нескольких уроков познакомить детей с особенностями экосистем озера, болота, луга, леса и поля, узнать о производителях, потребителях и разрушителях данных экосистем, показать круговорот веществ не только на огромной биосфере планеты, но и отдельно в каждом озере, болоте, луге, лесу и поле. Этот материал оказался очень интересным для детей, и они сами предложили работу над проектом, который получил впоследствии название “Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли”.
Работа состояла из следующих этапов:
I этап: Весь класс разбился на 5 групп, причем формированием групп занимались сами ребята, учитывая дружеское расположени...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.06 | Просмотров: 6

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!