Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы)


Автор(ы): Гончарова Галина Ивановна, воспитатель

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.
Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза.). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети неоправданно часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.
Эти изменения, изученные советскими психологами-исследователями: Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а ещё больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут. На первый взгляд это не значительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период. Но, пожалуй, самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество. Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке, используя подобные способы словообразования. В особенностях детского словотворчества пытался разобраться К.И.Чуковский. Он хотел понять, когда и почему мы бываем талантливы, и когда и почему, перестаем такими быть. Понять: кто виноват в этом? И если никто, то что? Найти отгадку вечного творчества и поделиться ею со всеми. Научить взрослых осторожному отношению к детскому бескорыстному удивлению перед словом и ненавязчиво, доверительно убедить их в ценности словесных игр. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.
Ознакомившись подробно с книгой К.И.Чуковского " От двух до пяти", мне захотелось дополнить её фразами и словами, придуманными детьми моей группы и по ним определить основные способы словообразования у детей. Для этого я записывала необычные слова, придуманные детьми, и попросила родителей следить за речью детей и вести запись выдумок детей. Наиболее интересные я записывала и продолжаю записывать в альбом.
Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней, а так же часто используются в речи детей заимствованные слова. Углубленное изучение данной темы и наблюдения за детьми помогли мне определиться в работе по развитию словотворчества и формированию образной речи.
Всю работу я построила по следующему плану:
1. Формирование интереса у детей к словотворчеству.
2. Разработка приемов и тем по работе с детьми.
3. Подготовка необходимых материалов и атрибутов.
4. Работа с детьми по намеченному плану.
5. Работа с родителями.
6. Подведение итогов о проделанной работе.
В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:
1. Создавала игровые ситуации. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой-либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо – дерево, волшебный цветок, волшебный башмачок и др.) в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
2. Вводила элементы соревнований, которые обычно проводила между командами девочек и мальчиков.
3. Использовала поощрение детей. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту "Лучший выдумщик", с которой ходил в течение дня. В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: ``Принцесса слов", или " Принц слов" с коронами.
Для работы с детьми использовала несколько тем по двум направлениям: "Времена года". "Ознакомление с окружающим".
В работе я больше использовала следующие приемы:
1.Театрализация.
2. Технические средства.
3. Дидактические игры.
4. Демонстрация картин.
5. Замена воспитателя ребенком.
Чтобы в полной мере проводить намеченную работу, были изготовлены следующие пособия:
1. Персонажи различных театров, декорации, шапочки.
2. Дидактические игры.
3. Перфокарты.
4. Папки- передвижки.
5. Книжки - приготовишки / на каждого ребенка/.
Работа велась постоянно по намеченному плану в разное время дня.
Особое внимание уделялось индивидуальному и дифференцированно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.06 | Просмотров: 7

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!