Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Дебаты: Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?


Автор(ы): Якимова Лариса Юрьевна, учитель истории

Главная цель: обучение и общение.
Участвуют две команды из трех человек.
Правила игры:
  1. Обсуждается заданная тема. Одна команда утверждает тезис, а другая его опровергает.
  2. Первые спикеры команд представляют позицию своей стороны и выдвигают свои аргументы.
  3. Оппоненты задают спикеру вопросы
  4. Вторые спикеры команд опровергают точку зрения оппонента, выдвигают контраргументы, восстанавливают свою позицию
  5. Оппоненты задают спикеру вопросы.
  6. Третьи спикеры анализируют области столкновения мнений, сравнивают позиции команд, но отстаивают точку зрения своей команды.
  7. Выигрывает команда, которая, по мнению судейской коллегии была более убедительна в аргументации и доказательствах своей стороны.
Критерии оценки:
Первые спикеры команд должны четко сформулировать тезис и выделить пять аргументов — 5 баллов.
Вторые и третьи спикеры выступают в соответствии с правилами игры — 5 баллов.
Говорить четко, ясно, спокойно, но красноречиво, чтобы заинтересовать слушающих — 5 баллов.
Спикер представляет не себя, а свою команду. Произносит речь от имени команды — 5 баллов
Обращение уважительное, на Вы — 5 баллов.
Речь спикеров должна соответствовать правилам культуры дискуссии — 8 баллов.
Правила дискуссии:
  1. Говори четко, ясно, спокойно.
  2. Умей выслушать собеседника.
  3. Относись к чужому мнению уважительно.
  4. Не увлекайся спором. Контролируй свои эмоции.
  5. Однозначно формулируй тезис.
  6. Аргументировано отстаивай свою точку зрения.
  7. Учись работать с источниками, обращаться к мнению выдающихся людей.
  8. Твое уважительное общение привлечет к себе внимание. Успех гарантирован.
Ведущий: “Мы начинаем дебаты по теме: Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?”
Представляет команды: “Традиционалисты”, “Рационалисты”, судейскую коллегию, редакционную коллегию, экспертов, которые должны вынести резолюцию и независимых экспертов, которые должны написать работу, высказать свой взгляд на проблему дебатов и аргументировать его. Судейская коллегия сообщает критерии, по которым будут оцениваться команды.
1 спикер команды “традиционалисты” называет тезис команды: “Мифологические представления о мире сформировали первооснову русской культуры, являются “началом всех начал”. Как сказал академик Лихачев Д. С.: “Язычество - пролог в русской культуре. Как характер человека формируется в детстве, так в фундамент русской культуры заложена религия мифов”.
  1. аргумент. Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества. Когда христианская вера поборола языческую и утвердилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились до сих пор в форме увеселений, обычаев, празднеств. А некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским. Например, Святки, святые вечера, дни веселья и дни священного Рождества Христова. На святках мы встречаем странное смешение обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. К языческим обрядам принадлежит: гадание, игры, наряды (колядуют ряженные). Между тем само слово “святки” представляет понятие о значение святости дней, связанных с рождением Христа.
  2. аргумент. И в XXI веке люди продолжают оставаться суеверными и верить в чародейство. Мы можем открыть газету и увидеть объявления со словами “приворожу” или свою помощь предлагают колдуны, потомственные предсказательницы, или как их раньше называли – ведьмы. Это опять же связано с проявлениями язычества, когда христианская религия вступила в свои права, тогда изменился прежний строй и быт народов. Завязалась борьба между язычеством и христианством. Здесь и открылась самая благоприятная почва для развития всего чудесного и сверхъестественного. Каждый из нас знаком с волшебными сказками, разновидностями русского фольклора, в которых все строится на этих превращениях. Достаточно назвать некоторые из них: “Царевна-лягушка”, “Братец-Иванушка и сестрица - Аленушка”, “Аленький - цветочек”. На основе этих сюжетов русские писатели и художники создавали и создают свои произведения. Ершов П.П. – “Конек-Горбунок”, М.А. Врубель – картина “Иван – царевич и серый волк”. Современными проявлениями являются фильмы “Дневной” и “Ночной дозор”.
  3. аргумент. Каким бы ни был обряд, в нем главную роль играла песня. Музыкальный фольклор – самое раннее проявление художественной одаренности русского народа, его характеризует жанровое разнообразие (колядки, масленичные, веснянки, жнивные), семейно-бытовые (крестильные, свадебные), хороводные, плясовые. Они несут в себе языческое начало, мироощущение народа, любящего свою землю, живущего в гармонии с природой. Осознание ценности народного музыкального творчества пришло в XIX веке и нашло место в творчестве русских композиторов, чьи имена нам хорошо известны: М.И. Глинка - опера “Иван Сусанин”, А.П.Бородин – опера “Князь Игорь”, М.П. Мусоргский - опера “Борис Годунов”, П.И.Чайковский – опера “Евгений Онегин”, Римский – Корсаков – опера “Царская невеста”. Как сказал А.Н. Радищев: “Народно-песенные интонации запечатлели “образование души” русского человека”.
  4. аргумент. Особое место среди народных музыкантов Древней Руси занимали скоморохи – они одновременно были актерами, музыкантами, танцорами. Они потешали своим искусством простой люд. Шутовство скоморохов порой граничило с ересью. Православная церковь боролась с ними. Отец Петра I, царь Алексей Михайлович повелел разогнать скоморошью братию, а инструменты (дудки, рожки, ложки, рожки, балалайки) утопить в Москве-реке. Это произошло еще и потому, что простой народ, бегал от музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Так было до Петра Великого, который рассеял мрак невежества убеждением, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов.
  5. аргумент. Широкое распространение на Руси имели промыслы. Изготовление деревянной и глиняной посуды, ткачество, игрушки и др. Посуду украшали орнаменты, чаще всего растительные. У каждого племени в союзе племен восточных славян были свои характерные орнаменты. Особое место занимает вышивка и орнаменты на донцах прялок. По расшитой рубахе и поясу можно было узнать все о хозяине, из какой семьи, женат или холост. Кроме того, магические узоры должны были уберечь его от сглаза и порчи. Чаще всего в орнаменте присутствует языческая богиня Роженица, покровительница домашнего очага. Широко распространены на Руси были обереги, их вырезали из разных пород деревьев, что свидетельствует о тесной связи человека с природой.
1 спикер команды “рационалистов” называет тезис команды: “В основе русской художественной культуры лежит христианское понимание миропорядка, воспринятое из Византии. С Крещения Руси ведется отсчет русской профессиональной художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия. “Выше закона может быть только – любовь. Выше права – лишь милость. И выше справедливости – лишь прощение” - так сказал Патриарх московский и всея Руси Алексий II
  1. аргумент. Языческий период Киевской Руси был коротким. Древнерусские языческие верования не успели сложиться в полноценную религию. Славянские боги не имели конкретного облика. “Ус злат” - единственная деталь внешности Перуна, о которой мы знаем. Крещение Руси в 988 году означало конец языческого периода.
  2. аргумент. С принятием христианства Русь обрела письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном греческими монахами – Кириллом и Мефодием, во второй половине IX века. Византийское христианство очень скоро на Руси укоренилось и “обрусело”, сделалось национальной религией. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского литературного языка, и таким образом церковь заложила основы национальной русской культуры.
  3. аргумент. В обиход вошли разные литературные жанры – жития святых, исторические повествования, “торжественные слова”, поучения, летописи. Появился идеальный образ святости, служащий нравственным ориентиром и указывающий путь к Богопознанию. Не герой-воин, победивший врагов, не богатырь, совершивший подвиги, а человек, последовавший за Христом путем прощения, страдания и смерти, - таков нравственный идеал, принятый православным народом и воспетый в искусстве, таковы первые русские святые Борис и Глеб. Сам князь Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был разгульным и жестоким. Совершенно переродился после крещения. По рассказу летописца, он глубоко проникся идеей христианской помощи ближним и жил “ в страхе Божии”, получив прозвище Владимир Святой.
  4. аргумент. Торжество православия на землях Древней Руси было ознаменовано возведением огромных каменных соборов, украшенных монументальными мозаиками и фресками. В начале XI века, по свидетельствам того времени было выстроено 400 храмов (вероятно, сюда входили домовые церкви и небольшие часовни). Грандиозный каменный храм Святой Софии Киевской, возведенный между 1017-1037 гг., был плодом совместного творчества отечественных и иностранных зодчих, иконописцев. Он был создан при князе Ярославе Мудром. По своей красоте и масштабности храм Святой Софии Киевской превосходил храм Святой Софии в Византии, построенный в середине VI века. Большое пятинефное сооружение с пятью апсидами. Завершался собор 13 куполами, символизирующими образ Иисуса Христа и 12 апостолов.
  5. аргумент. Высокого развития достигла иконопись. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнюю живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книгу. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных. Изображали самых разных святых, помогающих людям в их повседневных делах и заботах. Почитали Илью Пророка, посылающего на землю дождь, Николу Чудотворца, покровителя путешественников, Георгия Победоносца, приносящего воинские победы, Флора и Лавра, защитников скотоводов. В XIV веке иконописцы научились уверенно сочетать установки византийско-славянской культуры с собственным опытом и обогащенными временем представлениями о духовной красоте. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя – Феофан Грек, обретя на Руси вторую родину, так как именно здесь он смог реализовать свой необыкновенный творческий дар
Вопросы к 1 спикеру команды “традиционалисты”.
  1. Святочные обычаи существовали и существуют в Западной Европе, что известно о том были ли они в Византии?
  2. Почему в наше время так популярно колдовство и чародейство?
  3. Почему церковь преследовала скоморохов?
  4. Кроме народных песен, исполнялись певцами сказителями былины. Этот вид творчества является проявлением язычества или христианства?
  5. Как гармоничное сочетание человека с природой повлияло на развитие художественной культуры Древней Руси?
Вопросы 1 спикеру команды “рационалисты”.
  1. Определите хронологию языческого периода Киевской Руси?
  2. Почему греческие монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку для восточных славян?
  3. Какие каноны имел жанр жития, пришедший на Русь из Византии?
  4. Что означает понятие “храмовый синтез искусств”?
  5. В чем отличие древнерусского искусства от европейского и сходство с византийским?
Выступление второго спикер команды “традиционалисты”.
  1. Художественная культура важная составная часть жизни общества. Она передается из поколения в поколение. Традиционно началом всему служит устное народное творчество. В раннем детстве мы начинаем знакомство с художественной культурой русского народа с песен, сказок, былин. А.С.Пушкин был воспитан на песнях и сказках, услышанных от няни Арины Родионовны. В “золотой век” русской культуры композиторы, представители “Могучей кучки”: музыкальный критик В.В. Стасов, композиторы: М.А. Балакирев, А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков занимались пропагандой русской народной песни, в ее традициях создавали свои лучшие произведения. Впервые был выпущен сборник “100 русских народных песен”.
  2. Русские художники XIX века создавали свои полотна, основываясь на фольклорных сюжетах. В.В.Васнецов картины: “Аленушка”, “Витязь на распутье”, “Богатыри”; Ф.А.Васильев “Дорога в березовом лесу”; М.А.Врубель “Царевна – Лебедь”.
    Кроме того, не с чем не сравнятся русские народные промыслы. Их знает весь мир. Символом России являе...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.07 | Просмотров: 132

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!