Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок химия - музыка - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок химия - музыка


Автор(ы): Решетникова Нина Федоровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока
  • «Великий химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин»
Оформление кабинета
  • На доске портрет А.П.Бородина; записаны годы жизни, музыкальные произведения.
  • Иллюстрации к опере «Князь Игорь» и симфонии № 2 «Богатырской».
  • На плакатах высказывания великих людей:
Первоклассный химик, которому многим обязана химия.
Д. И. Менделеев
Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...
В.В.Стасов
  • ТСО
Цель урока
  • Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством А.П. Бородина.
  • Повысить интерес к предмету химии
ХОД УРОКА
Музыка
Восстанавливая жизненный путь Александра Порфирьевича Бородина, мы должны были вместе с ним переходить от химии к музыке, с заседания Русского химического общества нам приходилось попадать на концерт Бесплатной музыкальной или на Конференцию Медико-хирургической академии. Мы едва поспевали за своим героем, который умел быстро переключаться с одного дела на другое. Оттого и в нашем рассказе о жизни Бородина так часто одна тема будет сменяться другой.
Можно было бы поступить иначе: в одной главе рассказать о Бородине – учёном, в другой – о Бородине – композиторе, в третьей – о Бородине – педагоге, в четвёртой – о Бородине общественном деятеле.
Химия
Такое построение хорошо в научном исследовании ставящем своей целью не синтез, а анализ. Но у нашего урока другая задача: дать цельный образ живого Бородина, каким его знали друзья и соратники, показать того Бородина, который одновременно был и композитором, и химиком, и общественным деятелем – членом балакиревского кружка и членом Русского химического общества.
Музыка
Его биография: Александр Порфирьевич родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Мать его простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Мать из-за его слабого здоровья не отдавала в учебное заведение, и нанимала учителей которые обучали его на дому. Учился он прекрасно: в детстве овладел французским, немецким, английскими языками, а позднее и итальянским.
Химия
В свободное от занятий время он охотно делал экскурсии в область алхимии, то есть занимался приготовлением фейерверков и разного рода фокусов с помощью соляных растворов. Так, химия впервые явилась к Саше Бородину в облике весёлой волшебницы – затейливой участницы детских праздников. Но дело не ограничилось забавами. Один опыт вёл за собой другой. Волшебница – химия всё дальше увлекала Сашу в страну необычайных превращений. Не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немножко за это преследовали: во-первых, весь дом пропах его химическими препаратами, а, во-вторых, боялись пожара.
Химик показывает несколько занимательных опытов:
  • Получение и исчезновение вина.
  • Получение молока, кипячение, исчезновение.
  • Изменение окраски растворов.
  • Получение и «заживление» раны.
Музыка
Мать Саши любила в свободное время играть на гитаре. Часто сын присаживался у её ног и слушал как зачарованный чудесные звуки гитары, сопровождающие пение матери. Заметив его увлечение музыкой, мать Саши пригласила одного из солдат Семёновского полка обучать его игре на флейте. Талантливый мальчик в возрасте 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьеску «Польку Элен», а в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. В 1876 году Бородин пишет симфонию № 2, друзья называют её «Богатырской». Это была симфония, где в гигантском оркестре звучали и живые струны, рокочущие под перстами Бояна, и шумящие, словно что-то говорящие стяги, и воинские трубы, и мечи звенящие о шлемы, и говор галок, сменяющий на рассвете соловьиный щекот, и ржание коней, и полуночный скрип телег, кричащих, словно распуганные лебеди, и орлиный клёкот, и гудение земли во время битвы.
Звучит симфония: под звуки музыки показывают репроду...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.11 | Просмотров: 277

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340