Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока Серебряный век русской культуры - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка урока Серебряный век русской культуры


Автор(ы): Барабанова Юлия Борисовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века;
  • cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;
  • создать условие для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XXвв.;
  • уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Эпиграф к уроку: “Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего”
А. Блок
Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;
План урока. Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку. Вступительное слово учителя; Выступление учащихся. За ранее каждая группа готовит, афишу по своему исследованию (формат А-3), в конце урока формируется одна большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу. По ходу урока ребята в группах в виде кластера оформляют на листах, основное содержание материала каждой группы и в конце урока презентует. Итоги урока.

Ход урока.

Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.
Учитель. В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с “рекой времён”. В музыке Рахманинова история движется мощным потоком, то, замедляя, то, убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век
– блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
Учитель: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?
Какие события характеризовали эпоху?

Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос, слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.)1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было.
Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?
Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Учащиеся по группам (исследователи философии, литературы, живописи, музыки) в поиске ответа на вопросы?

Презентация исследователей философии.

В целом русская философия XIX- начала XX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. Философские искания представлены такими яркими личностями как В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, П. Флоренский.
Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни” писал Бердяев в работе “Самопознание”.
Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
– природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
– гуманизм и его кризис;
– смысл человеческой истории;
– ряд важных социальных вопросов.
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущегоабсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.
Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога – познание через веру.
В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип “любви к ближнему” и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева.
Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.
Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:
– В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
– Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло – это испытание, посланное людям благим Богом).
В итоге – Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.
Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.
Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.
Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
В результате наступит новый мир – вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.
Истинная свобода личности заключается в “соборности”, концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).
Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.
Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе, прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира – личность.
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой – идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение, о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности. По окончанию выступления ребята, делают выводы и отвечают на вопросы. (Какие религиозно-философские идеи XIX в.могли повлиять на философию, серебряного века?)

Презентация исследователей литературы.

На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с “привилегированного” места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества обывательщины – смутное тревожное безвременье.
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла… Блок.
В 1890-е годы течение модернизма (от франц. “modern”) – современный еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова “пробивалось там и сям отдельными ручейками”.
Переживание конца, “декаданса” лат. decadentia – упадок, погружение в индивидуальные переживания, стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве “новых” стихотворцев поначалу мало, чем отличалась от “скорбных” песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники “серебряного века” жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. “Серебряный век” отличался крайним субъективизмом восприятия мира.
Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. “символизм” – это литературное течение, сознательно взявшее символ за основу искусства. Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область “общих”, “вечных” идей и “истин”. Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической литературы к философско-идеалистической реакции в эстетике, противопоставляемой символистами эстетике революционно-демократической. (Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловье. На щите символистов были начертаны идеализм (романтика) и религия. Символисты чувствовали себя спасителями, они жаждали нового преображения бытия, всего человечества, через соединение искусства и религии. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлён романтический порыв к миропорядку, где царила бы духовная свобода и единение людей. Стих
Акмеизм (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая сила) называли еще “адамизмом” (мужественный и твердый взгляд на жизнь). Акмеисты: Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, Г.И.Иванов, В.Н.Нарбут, Е.Ю.Кузьмина-Караваева, И.Ф.Анненский – заявили о себе в 10-е гг. XX в.
Провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали “возлюбить землю” и как можно меньше говорить о вечности, о непознаваемом. Хотели воспеть мир во всей его многоцветности. Акмеисты оказались чрезвычайно энергичны в своей деятельности. В 1911-1914 гг. они объединились в группу “Цех поэтов”, возглавляемую Гумилевым. В 1912-1913 гг. основали собственный журнал “Гиперборей” (редактор – переводчик М.Л.Лозинский). Выпустили также несколько альманахов “Цеха поэтов”. Поэзия акмеистов тяготела к воссоздани...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.08 | Просмотров: 3129

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340