Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Вопросы философии развития профессионального образования - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Вопросы философии развития профессионального образования


Автор(ы): Федорцов Владимир Алексеевич, директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Нам представляется, что любой вид образования (политехническое, педагогическое, гуманитарное, юридическое и т.д.) включает в себя как психологические факторы, так и факторы, обусловленные окружающей средой. На формирование философского мировоззрения, особенно у учащихся начального профессионального образования, данные факторы оказывают большое влияние. Например, когда преподаватель ОБЖ, объясняя важность военной службы для молодого человека, опирается на религию спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм), приводит отдельные цитаты из книги китайского реформатора Шан Яна (390–338 гг. до н.э.), то учащиеся непроизвольно повторяют вслед ему: “Все привилегии и жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь на службу в войске, иных путей на должно быть…” Развивая мысль китайского реформатора, учащиеся задают вопрос: “Как быть с теми, кто не желает служить?” На этот вопрос Шан Ян дает четкий ответ: “Если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление”. После этой цитаты на уроке шторм. А что же у нас не знают?
При рассмотрении вопроса о необходимости формирования у учащихся системных представлений подчеркивалось, что в зависимости от возрастных особенностей каждая ступень профессионального оборудования требует четкого дифференцированного подхода.
Предпосылкой правильного определения содержания рассматриваемого на уроках материала является прежде всего профессионализм преподавателя, который, как известно, не всегда зависит от стажа работы.
Для формирования научного мировоззрения важно понимание особенностей психологического развития обучающихся, влияние факторов окружающей среды, чрезвычайно важных для всего процесса профессионального образования молодежи.
Формирование философского мировоззрения должно осуществляться на базе глубоких всесторонних знаний психолого-педагогических основ профессионального образования.
Следует отметить, что некоторые методические “правила” общеобразовательной школы не всегда согласуются и при прохождении общеобразовательных дисциплин в профессиональном образовании, что в последнее время отражается и в государственных стандартах начального и среднего профессионального образования, где четко отслеживается профессиональная направленность.
Методических разработок по формированию научного мировоззрения на примере отдельных дисциплин профессионального цикла издано пока относительно мало, поэтому преподаватели технологических дисциплин начального профессионального образования испытывают определенные трудности.
Следует отметить, что системные представления профессионального образования неизбежно влекут за собой целый ряд методико-дидактических требований. Среди них необходимость более тесного сотрудничества преподавателей, мастеров производственного обучения, администрации колледжа (замдиректора по учебно-производственной работе, завпрактикой, завмастерскими и т.д.), интеграция учебных дисциплин, связь преподаваемого материала с современным производством и, наконец, сам системный подход.
Для методической подготовки занятий профессионального цикла есть ряд возможностей, которые следует осуществлять с учетом дифференциации процесса формирования научного мировоззрения.
Для процесса в целом, согласно предмету профессионального обучения, преподаватель, подготавливая методически какое-либо занятие, должен опираться на свои собственные философско-мировоззренческие знания и взгляды.
Естественно, что на уроках теоретического обучения преподаватель профессиональных дисциплин, имея высшее образование, способен опираться на собственные философские умозаключения. При прохождении учащимися производственного обучения и производственной, преддипломной практики вне стен колледжа перед педагогическим коллективом стоят определенные задачи по усилению контроля за обучающимися, вовлечению их в социальную среду колледжа после практики.
Когда на практических занятиях предполагается применение методов, направленных на условие обучающимися методических знаний, то прежде всего продумывается степень соответствия этих знаний научным методам, а также какие теоретико-познавательные проблемы необходимо будет разъяснить или по крайней мере учесть при изучении учебного материала. Примером может служить в нашем колледже преподавание технологии деревообработки преподавателем Е.Н. Смоляковой, которая практически на всех занятиях дает материал современного повышенного уровня, что вызывает особый интерес у обучающихся.
Для формирования мировоззренческих знаний профессионального образования применима вся та методика, которая используется в процессе преподавания специальных дисциплин.
В зависимости от предмета преподавания рекомендуется, естественно условно, проводить занятия приблизительно по следующей схеме:
  • философское введение;
  • историко-философский обзор;
  • характеристика личности испытателя;
  • социальная актуальность проблемы;
  • экономическая составляющая;
  • понятийность терминов и определений;
  • постановка философско-мировоззренческой задачи;
  • определение связей с другими предметами;
  • повторение пройденного с учетом философско-мировоззренческого аспекта материала;
  • систематизация приобретенных знаний с философско-мировоззренческим взглядом.
Для формирования специальных философских знаний, вытекающих из дисциплин профессионального цикла, указанная методическая схема может быть дополнена следующими моментами:
  • философская оценка результатов и открытий, изобретений конкретной науки, ее технической оснащенности;
  • философско-мировоззренческая классификация отдельных научных теорий;
  • критическая оценка мировоззренческих позиций испытателя с учетом достижений мировой науки и практики.
Таким образом, изучение всех перечисленных выше вопросов крайне необходимо для формирования основополагающих философско-мировоззренческих взглядов обучающихся колледжа.
Исходя из этого прежде всего необходимо определить объем обобщающих философских знаний, которые будут использованы на уроках при повторении материала или на вводных занятиях.
На факультативных занятиях крайне желательно, конечно, более детальное и углубленное изучение данных проблем.
Особый интерес проявляют учащиеся к новым современным технологиям, например, изготовлению различной мебели (кухонной, спальной, гостиной и т.д.) из массива ценных древесных пород, что заставляет ребят обратиться к интерьеру различных эпох, к преподавателям истории и других дисциплин, которые представляют свои филосо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.13 | Просмотров: 310

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340