Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет для учащихся 6-х классов - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет для учащихся 6-х классов


Автор(ы): Ларионова Людмила Ивановна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Главной целью данного урока является первичное знакомство с предметом химия, расширение кругозора уч–ся 6–х классов, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты, викторину, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.
Ведущий: "Добрый день, юные любители химии! Сегодня на занятии химического факультета вас приветствуют: я – профессор химии – Александр Рябцелиус, и мои помощники – студенты химического факультета: Иван, Руслан, Иван, Евгений, Юрий.
Студенты приготовили интересные опыты, покажут различные "чудеса" и раскроют секрет каждого "чуда". Ваша роль, уважаемые юные слушатели, заключается в том, чтобы решить для себя вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам её изучать?
Конечно, в химии, как и в любой науке, кроме занимательного, будет встречаться и трудное. Но трудно и интересно – это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум не находился в праздности и ленности, а постоянно трудился.
А теперь приступаем к чудесам!"
Входят 5 старшеклассников в белых халатах. Это студенты–химики.
1–й уч.: "Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2–й уч.: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3–й уч.: Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть–чуть, немного.
4–й уч.: Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
В руках 5–го ученика – большая колба с жидкостью. Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5–й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.
5–й уч.: Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, будто хотят выпить содержимое стаканов.
5–й уч.: Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Вы запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3,4–й уч.: Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5–й уч.: Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1–й уч.: А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2–й уч.: У меня в стакане сода.
3–й уч.: Вместе с ней – метилоранж.
4–й уч.: В моем – бария хлорид.
5–й уч.: О чем это говорит? Не составит нам труда понять, что в колбе…
Все десятиклассники: КИСЛОТА!
5–й уч.: Знаете, наверное, вы ее название?
Все: Серная!
Уходят. Выходит 1–й ученик
1–й уч.: В чудесах химических я уже остер, с помощью химии создам костер.
"Борода "Старика Хоттабыча""
Смешивают равное количество порошка алюминия и кристаллического йода на жестяном поддоне. Капают 2 капли воды. Через короткое время появляется пламя и фиолетовый дым.
1–й уч.: Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Порошок алюминия и кристаллического йода я смешал и капнул воды. Вода играет роль катализатора. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Уходит. Появляется 2–й ученик.
2–й уч.: У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Шестой класс, внимание!
Проделывает опыт с фенолфталеином.
2–й уч. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
Ведущий: (подсказывает) Фенолфталеин.
Следующий опыт с метилоранжем.
2–й уч. В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. А в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
Ведущий: Метилоранж.
Опыт с бумагой универсального индикатора.
2–й уч. Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе – щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовемся?
Ведущий: Универсальная.
3–й уч. Демонстрирую я чудо – несгораемый платок.
2 хим. стакана – с водой, с ацетоном. Смачивает платок в воде, затем в ацетоне. Закрепляет в щипцах и подносит к спиртовке.
4–й уч. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. Химический зимний букет вам вручу, как только я этого сам захочу.
Бумажные цветы, пропитанные раствором фенолфталеина опрыскивает р–ром щелочи.
Выходят 5–й и 1–й ученики.
5–й уч. Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
Приглашают шестиклассника.
5–й уч. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!
1–й уч. Один момент
Подает йод (FeCl3)
5–й уч. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.
Делает ножом "разрез", течет кровь. (Нож смачивается р–ром KCNS)
1–й уч. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза – ни следа.
5–й, 1–й уч. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Уходят. Появляется 3–й уч.
3–й уч. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
На лаб. штативе укрепляет пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает дно пробирки с помощью спиртовки.
3–й уч. Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции какой здесь?
Ведущий: Разложения!
Выходят все участники.
Хором: Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Ведущий: Мои юные слушатели! Изучая химию, вы узнаете из каких химических элементов состоит мир, где распространен тот или иной элемент или химическое соединение в природе. Давайте вспомним, где и когда и с какими химическими элементами и веществами вы встречались в повседневной жизни. Вот лето, каникулы. Жарко! Где вы чаще всего бываете летом?
– На речке, на пляже.
Ведущий: Вы купаетесь целыми днями. А подумал кто–нибудь из вас, что такое вода? Какое это хим. соединение и к какому классу оно относится?
– Это оксид водорода, формула воды Н2О.
Ведущий: Накупались до озноба! Бежите на песок греться. А что такое песок?
– Это оксид кремния, кислотный оксид.
Ведущий: Посмотрите вокруг и задумайтесь, какие химические соединения нас окружают?
– Кислород, углекислый газ, азот, вода, сернистый газ и т. д.
Ведущий: Какое соединение необходимо для дыхания?
– Кислород в воздухе, 1/5 часть воздуха.
Ведущий: А что мы выдыхаем?
– Углекислый газ.
Ведущий: Продукты питания тоже химические вещества, органические – белки, жиры и углеводы, неорганические – минеральные соли. Вспомните, без чего нельзя приготовить пищу.
– Без соли, она называется поваренной, состав её – NaCl.
Выступление шестиклассников:
1–й ученик: ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ.
В разных странах, на разных континентах употребляют в пищу различные продукты. Один только продукт везде одинаков – это соль, которую в быту мы просто называем солью, в химии – хлористым натрием, в технике – поваренной или пищевой солью. Соль входит в состав почти всех блюд, даже в сладкие пирожные. Не зря солонка неизменно занимает почетное место на обеденном столе. Как говорят, без соли стол кривой.
Хлорид натрия – единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Если живой организм совсем лишить хлорида натрия, т. е. кормить пищей, лишенной соли, то он погибнет через несколько дней в страшных мучениях, несмотря ни на какое питание. Чем больше организм получает пищи без соли, тем больше натрия и хлора отнимается от тканей, и тем скорее он будет слабеть, истощаться и гибнуть.
У травоядных потребность в поваренной соли очень велика, они с удовольствием едят соленый корм, дикие пьют минеральные воды, лижут солонцы.
2–й ученик: А я расскажу об истории поваренной соли.
Немного истории.
Ребята, сколько стоит килограмм соли?
– 10 рублей.
Да, соль дешева сейчас. А раньше? Соль настолько дорого ценилась, что на пирах ее подавали лишь на столы знатных гостей. Прочие гости расходились с пиршества "несолоно хлебавши".
Некоторые народы центральной Африки в свое время платили за один килограмм соли один килограмм золотого песку.
А на Руси? Когда в XIII веке князь Владимир взял в жены дочь царя Галицкого, владимирцы встретили невесту своего князя с большой радостью. В приданом княжны были обозы с солью. Остались недовольны только купцы. За один мешок соли они брали столько, сколько два человека могли заработать в течении всего лета.
С поваренной солью связаны многие предрассудки. Например, у многих народов был обычай "солить" новорожденных для предохранения их от злых духов, которые олицетворялись в болезнях, бессоннице и даже капризах детей.
Во Франции "соление" детей практиковалось еще в XVIII веке. Для "соления" одного новорожденного тратилось 12 фунтов соли. Ребенок лежал в соли сутки, после чего у него слезала кожа, но зато "он был здоров всю жизнь".
Греки, грузины, армяне, татары натирали новорожденного мелко истолченной солью, сыпали ее в уши, чтобы "хорошо слышал", в глаза, "чтобы ясными были", после чего заворачи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.15 | Просмотров: 298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340