Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Авторская разработка Мир души. Система использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной моделии переноса её в реальный мир
Автор(ы): Тараканова Ирина Николаевна, педагог-психолог; Добровольская Алина Вячеславовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С введения массового компьютера появилась опасность виртуальной зависимости, игры способствуют формированию агрессии, формируется комплекс превосходства, все нипочем, защитные механизмы у детей снимаются. Существует много компьютерных игр познавательного, развивающего, обучающего и развлекательного характера, но возможности компьютера этим не ограничены. Его можно использовать и как средство само коррекции негативных моделей поведения. Под контролем взрослого человека дети, в виртуальном мире, попадая в негативную ситуацию, выстраивают модели позитивного поведения, преобразовывая ситуацию. После игры выводим полученную оптимальную модель эмоционального поведения из виртуального мира в реальный, отрабатывая полученные навыки. Актуальность данной программы в связи виртуального мира и реального, используя компьютер как средство для формирования позитивных форм взаимодействия. Изучая теорию вопроса, мы нашли подтверждение правильности своего выбора, в трудах Л.С. Выготского детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. “Взрослый” компьютер привлекает ребенка так же, как настоящий автомобиль, он жаждет им обладать, управлять, действовать с ним – это является внешним стимулом. В случае с компьютером мечта сбывается, у детей появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем развивается. В.М.Розин в статье "Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека" обращается к проблеме реальности в контексте проблем информатизации. Он утверждает, что существует множество видов реальностей и одно "существование". Новизна виртуальных систем состоит в том, что человек может активно воздействовать на происходящие в них события, выбирать линию поведения. Виртуальная реальность, по мнению В.М.Розина, представляет собой реальность события "здесь и сейчас”. Н.А.Носов в своих трудах подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, который в дальнейшем может быть использован в реальной жизни. Целью нашей работы является: Разработать систему использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной модели и переноса её в реальный мир. Задачи: Образовательные Учить способам саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир для отработки проблемы во взаимоотношениях, подбирая оптимальные формы поведения. Создать условия для развития эмоционально-нравственной сферы детей в контексте компьютерных игр. Тренировать умение использовать виртуальный мир для отработки моделей поведения и переносить их в реальный мир. Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия при игре на компьютере. Воспитательные Воспитывать вежливое отношение и сопереживание, учить проявлять его к окружающим с помощью доброжелательной интонации, мимики, жестов. В процессе компьютерных игр воспитывать у детей умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, умение прислушиваться к мнению сверстников, доброжелательность и корректность. Вырабатывать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия через компьютерные игры. Способствовать воспитанию самостоятельности. Развивающие Развивать навыки социального поведения и положительно-эмоциональное отношение к окружающим. Виртуальный мир как способ развития качеств личности, способ самокоррекции и взаимокоррекция. Дать детям возможность самостоятельно находить решения поставленной перед детьми проблемной ситуации и ситуации выбора. Развивать познавательную активность детей в процессе игры на компьютере, аналитическое мышление, способность к оценочной деятельности. Развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. Речевые Уметь объяснять свои чувства. Закреплять и развивать у детей навыков речевого общения, речевых коммуникаций в процессе компьютерных игр. Развивать связную речь в форме рассуждения. Увеличивать словарный запас. Образовательный уровень: благодаря новым знаниям, дети получат возможность осознать свои чувства и особенности эмоционального реагирования, овладеют способами саморегуляции и взаимокоррекции при помощи компьютерных игр. Уровень усвоения: предполагает эффект не только в овладении ребёнком знаний, но и в развитии эмоционально-нравственной сферы личности ребёнка через возможности виртуального мира. Ориентация содержания: практическая и эмоциональная направленность. Характер освоения: разработка построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированном взаимодействии педагога с ребёнком – принятие и поддержка его индивидуальности, склонностей и потребностей, забота о его эмоциональном благополучии. Возраст обучающихся с 5 до 7 лет. Формы организации образовательного процесса – подгрупповые и индивидуальные. Количество обучающихся детей – подгруппы по количеству компьютеров (5-6 детей). Условия вхождения в программу – рекомендации психолога, согласие родителей. Срок усвоения – долговременный, 2 года. Учебный период – в старшей и подготовительной группах – всего 30 занятий (15 занятий в год). Количество занятий в месяц – 4 занятия в месяц в старшей и подготовительной группах. Продолжительность одного занятия – 25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной группах. Структура разработки. Курс “Мир души” рассчитан на 2 года обучения по 15 специальным развивающим занятиям в каждом учебном году. Основной формой организации учебного процесса является занятие. Программа построена по принципу “спирали”: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения. В занятия включаются: - ритуалы приветствия и прощания;
- методы арт-терапии (цветотерапия, рисование)
- психологические практикумы, игры с элементами тренинга;
- упражнения для активизации мышц глаза, психогимнастика, релаксационные упражнения;
- компьютерная игра как способ самокоррекции и взаимокоррекция (играем вдвоём в свою игру);
Содержание программы можно интегрировать в общий образовательный процесс, прежде всего в такие его разделы, как изобразительная и музыкальная деятельность, а также формирование навыков позитивного мышления и конструктивного поведения. Кроме того, компьютерные задания создают условия для развития воображения, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики руки ребёнка. Отслеживание результатов программы Критерии отслеживания результатов программы Критерии | Механизм | Периодичность | Доступность детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников изображённых на компьютере, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника | Методика: Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинкеУрунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | В начале и в конце курса обучения по программе.В конце прохождения темы (блока) | Воплощение детьми эмоциональных состояний в компьютерных рисунках, героев в сценках. Как делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. | Методика: Изучение способов выражения эмоций Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | Какие качества могут объяснить дети разного возраста. | Методика: Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах | Насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников | Методика: Изучение осознания детьми нравственных норм Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | Уровень овладения способами саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир. Умение использовать виртуальный мир для отработки моделей поведения и переносить их в реальный мир. | Метод наблюдения | Основным результатом обучения является перенос моделей поведения из виртуальности в реальность, умение корректировать своё настроение при помощи компьютерных игр, владение навыками самоконтроля поведения и развитие эмоционально – нравственной сферы. Условия реализации программы Материально-техническая база: Помещение, оборудованное компьютерами. Минимальные системные требования: операционная система Microsoft Windows 98/Me/2000/XP, процессор Pentium III 300 MГц, видео 8 Мб, оперативная память 64 Мб, принтер Рекомендуемые системные требования: операционная система Microsoft Windows XP, процессор Pentium 300 MГц, оперативная память 64 Мб, видеоадаптер 16 Мб, 12-ти скоростной СD-ROM, Рабочий материал (бумага, карандаши, фломастеры, зеркала, очки игрушечные) Примеры занятий: Занятие № 5 старшей группы (первый год обучения) Цель: – Закреплять умение применять приёмы саморегуляции эмоциональных состояний в процессе компьютерной игры. – Развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния. -Воспитывать вежливое отношение и сопереживание, учить проявлять его к окружающим с помощью доброжелательной интонации, мимики, жестов Материалы: листы цветной бумаги с нарисованными сердечками и ножницами по количеству детей; набор сердечек, разрезанных пополам разными линиями; использование любой приятной музыки. Ход занятия: Вводная часть. Ритуал приветствия (Заходят дети, встают в круг, воспитатель КИК вытягивает руку ладонью вверх, дети, ладонью вниз, кладут свои руки сверху, “пирамиду” завершает своей рукой педагог-психолог. Хором, вместе со взрослыми, мы говорим: “Здра-вствуй-те!”. В такт слогам вся “пирамида” плавно поднимается и опускается) Звучит музыка. Воспитатель КИК: Ребята, послушайте внимательно музыку. Как вы думаете, какая игра нас сегодня зовёт? (нас ждёт игра “Добрый Мишка и Любимый Мишка – поймать немного любви”). Основная часть. Дети и воспитатель КИК входят в компьютерный зал. Дети садятся вокруг компьютера и смотрят на экран, на котором вся семья мишек. Воспитатель КИК: как вы думаете, каких мишек зовут “Любимый” и “Добрый”? (ответы детей) А как вы догадались? (У них на животиках нарисованы сердечки; мишки очень яркие: оранжевого и розового цвета). Что такое любовь? (Это когда тебя любят, уважают). Как можно показать чувство любви к родителям, друзьям, воспитателям? (Можно обнять, поцеловать, развеселить, оказать помощь, совершать хорошие поступки). Ребята, дарить любовь это скучно или ин...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.12.15 | Просмотров: 375
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|