Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторская разработка Мир души. Система использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной моделии переноса её в реальный мир - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Авторская разработка Мир души. Система использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной моделии переноса её в реальный мир


Автор(ы): Тараканова Ирина Николаевна, педагог-психолог; Добровольская Алина Вячеславовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С введения массового компьютера появилась опасность виртуальной зависимости, игры способствуют формированию агрессии, формируется комплекс превосходства, все нипочем, защитные механизмы у детей снимаются. Существует много компьютерных игр познавательного, развивающего, обучающего и развлекательного характера, но возможности компьютера этим не ограничены. Его можно использовать и как средство само коррекции негативных моделей поведения. Под контролем взрослого человека дети, в виртуальном мире, попадая в негативную ситуацию, выстраивают модели позитивного поведения, преобразовывая ситуацию. После игры выводим полученную оптимальную модель эмоционального поведения из виртуального мира в реальный, отрабатывая полученные навыки. Актуальность данной программы в связи виртуального мира и реального, используя компьютер как средство для формирования позитивных форм взаимодействия.
Изучая теорию вопроса, мы нашли подтверждение правильности своего выбора, в трудах Л.С. Выготского детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. “Взрослый” компьютер привлекает ребенка так же, как настоящий автомобиль, он жаждет им обладать, управлять, действовать с ним – это является внешним стимулом. В случае с компьютером мечта сбывается, у детей появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем развивается. В.М.Розин в статье "Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека" обращается к проблеме реальности в контексте проблем информатизации. Он утверждает, что существует множество видов реальностей и одно "существование". Новизна виртуальных систем состоит в том, что человек может активно воздействовать на происходящие в них события, выбирать линию поведения. Виртуальная реальность, по мнению В.М.Розина, представляет собой реальность события "здесь и сейчас”. Н.А.Носов в своих трудах подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, который в дальнейшем может быть использован в реальной жизни.
Целью нашей работы является:
Разработать систему использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной модели и переноса её в реальный мир.
Задачи:
Образовательные
  • Учить способам саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир для отработки проблемы во взаимоотношениях, подбирая оптимальные формы поведения.
  • Создать условия для развития эмоционально-нравственной сферы детей в контексте компьютерных игр.
  • Тренировать умение использовать виртуальный мир для отработки моделей поведения и переносить их в реальный мир.
  • Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия при игре на компьютере.
Воспитательные
  • Воспитывать вежливое отношение и сопереживание, учить проявлять его к окружающим с помощью доброжелательной интонации, мимики, жестов.
  • В процессе компьютерных игр воспитывать у детей умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, умение прислушиваться к мнению сверстников, доброжелательность и корректность.
  • Вырабатывать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия через компьютерные игры.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности.
Развивающие
  • Развивать навыки социального поведения и положительно-эмоциональное отношение к окружающим.
  • Виртуальный мир как способ развития качеств личности, способ самокоррекции и взаимокоррекция.
  • Дать детям возможность самостоятельно находить решения поставленной перед детьми проблемной ситуации и ситуации выбора.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе игры на компьютере, аналитическое мышление, способность к оценочной деятельности.
  • Развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния.
  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Речевые
  • Уметь объяснять свои чувства.
  • Закреплять и развивать у детей навыков речевого общения, речевых коммуникаций в процессе компьютерных игр.
  • Развивать связную речь в форме рассуждения.
  • Увеличивать словарный запас.
Образовательный уровень: благодаря новым знаниям, дети получат возможность осознать свои чувства и особенности эмоционального реагирования, овладеют способами саморегуляции и взаимокоррекции при помощи компьютерных игр.
Уровень усвоения: предполагает эффект не только в овладении ребёнком знаний, но и в развитии эмоционально-нравственной сферы личности ребёнка через возможности виртуального мира.
Ориентация содержания: практическая и эмоциональная направленность.
Характер освоения: разработка построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированном взаимодействии педагога с ребёнком – принятие и поддержка его индивидуальности, склонностей и потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Возраст обучающихся с 5 до 7 лет.
Формы организации образовательного процесса – подгрупповые и индивидуальные.
Количество обучающихся детей – подгруппы по количеству компьютеров (5-6 детей).
Условия вхождения в программу – рекомендации психолога, согласие родителей.
Срок усвоения – долговременный, 2 года.
Учебный период – в старшей и подготовительной группах – всего 30 занятий (15 занятий в год).
Количество занятий в месяц – 4 занятия в месяц в старшей и подготовительной группах.
Продолжительность одного занятия – 25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной группах.
Структура разработки.
Курс “Мир души” рассчитан на 2 года обучения по 15 специальным развивающим занятиям в каждом учебном году. Основной формой организации учебного процесса является занятие. Программа построена по принципу “спирали”: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.
В занятия включаются:
  • ритуалы приветствия и прощания;
  • методы арт-терапии (цветотерапия, рисование)
  • психологические практикумы, игры с элементами тренинга;
  • упражнения для активизации мышц глаза, психогимнастика, релаксационные упражнения;
  • компьютерная игра как способ самокоррекции и взаимокоррекция (играем вдвоём в свою игру);
Содержание программы можно интегрировать в общий образовательный процесс, прежде всего в такие его разделы, как изобразительная и музыкальная деятельность, а также формирование навыков позитивного мышления и конструктивного поведения. Кроме того, компьютерные задания создают условия для развития воображения, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики руки ребёнка.
Отслеживание результатов программы
Критерии отслеживания результатов программы

Критерии Механизм Периодичность
Доступность детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников изображённых на компьютере, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника Методика: Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинкеУрунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. В начале и в конце курса обучения по программе.В конце прохождения темы (блока)
Воплощение детьми эмоциональных состояний в компьютерных рисунках, героев в сценках. Как делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Методика: Изучение способов выражения эмоций Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Какие качества могут объяснить дети разного возраста. Методика: Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах
Насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников Методика: Изучение осознания детьми нравственных норм Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Уровень овладения способами саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир. Умение использовать виртуальный мир для отработки моделей поведения и переносить их в реальный мир. Метод наблюдения
Основным результатом обучения является перенос моделей поведения из виртуальности в реальность, умение корректировать своё настроение при помощи компьютерных игр, владение навыками самоконтроля поведения и развитие эмоционально – нравственной сферы.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
Помещение, оборудованное компьютерами.
Минимальные системные требования: операционная система Microsoft Windows 98/Me/2000/XP, процессор Pentium III 300 MГц, видео 8 Мб, оперативная память 64 Мб, принтер
Рекомендуемые системные требования: операционная система Microsoft Windows XP, процессор Pentium 300 MГц, оперативная память 64 Мб, видеоадаптер 16 Мб, 12-ти скоростной СD-ROM,
Рабочий материал (бумага, карандаши, фломастеры, зеркала, очки игрушечные)
Примеры занятий:
Занятие № 5 старшей группы (первый год обучения)
Цель:

– Закреплять умение применять приёмы саморегуляции эмоциональных состояний в процессе компьютерной игры.
– Развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния.
-Воспитывать вежливое отношение и сопереживание, учить проявлять его к окружающим с помощью доброжелательной интонации, мимики, жестов
Материалы: листы цветной бумаги с нарисованными сердечками и ножницами по количеству детей; набор сердечек, разрезанных пополам разными линиями; использование любой приятной музыки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия (Заходят дети, встают в круг, воспитатель КИК вытягивает руку ладонью вверх, дети, ладонью вниз, кладут свои руки сверху, “пирамиду” завершает своей рукой педагог-психолог. Хором, вместе со взрослыми, мы говорим: “Здра-вствуй-те!”. В такт слогам вся “пирамида” плавно поднимается и опускается)
Звучит музыка. Воспитатель КИК: Ребята, послушайте внимательно музыку. Как вы думаете, какая игра нас сегодня зовёт? (нас ждёт игра “Добрый Мишка и Любимый Мишка – поймать немного любви”).
Основная часть.
Дети и воспитатель КИК входят в компьютерный зал. Дети садятся вокруг компьютера и смотрят на экран, на котором вся семья мишек. Воспитатель КИК: как вы думаете, каких мишек зовут “Любимый” и “Добрый”? (ответы детей) А как вы догадались? (У них на животиках нарисованы сердечки; мишки очень яркие: оранжевого и розового цвета).
Что такое любовь? (Это когда тебя любят, уважают). Как можно показать чувство любви к родителям, друзьям, воспитателям? (Можно обнять, поцеловать, развеселить, оказать помощь, совершать хорошие поступки). Ребята, дарить любовь это скучно или ин...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.15 | Просмотров: 343

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340