Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Тренинг развития психотерапевтической функции педагогов класса выравнивания
Автор(ы): Шаманская Татьяна Борисовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“... необходимо благородное достоинство в словах, жестах и действиях”. Я.А. Коменский К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания. Данные ученых говорят о том, что личность учителя в наибольшей степени влияет на адаптацию детей к школьному обучению, чем организация режима, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Стиль отношения педагога с учениками формирует самооценку школьника, его самосознание. Позиция учителя – это позиция консультанта и психотерапевта, оказывающего “развивающую помощь”. Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом – все это слагаемые психогигиенического воздействия на учеников. Педагогам, работающим в классе выравнивания, предлагается пройти тренинг в начале учебного года. Целью тренинга психотерапевтической эффективности является помощь участникам группы: - осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при восприятии различных людей;
- научиться поддерживать подростков с различными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения;
- развить у себя умение эффективно слушать, чтобы создавать у подростков ощущение, что их понимают и принимают;
Специфика тренинга. В основу предлагаемой программы положены принципы “Ты-ориентированной” педагогики, которая предполагает равноправное и конструктивное взаимодействие с учениками. Правила работы группы принимаются сразу, в начале тренинга, и их соблюдение дело личной ответственности каждого участника. 1. Во время работы на тренинге одномоментно имеет право говорить только один участник, это позволяет людям слушать и слышать других, а также каждый из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только в “круг”, то есть не разрешается перешептываться с соседом и “бурчать себе под нос”. 2. Все участники тренинга должны выполнять требования ведущего. После выполнения упражнения каждый человек может выразить свое к заданию отношение, рассказать о том, что ему понравилось или было неприятно (может быть, он испытывал раздражение, страх или еще что-то), но уже после участия в упражнении. 3. .............. (дополняет группа). Пожелание участникам: Предметом работы в группе являются сами участники – их переживания, эмоции, мысли и суждения. Именно поэтому желательно все высказывания начинать со слов “Я…” или “Мне…”. Теоретические высказывания, типа “Это у всех так… или “Должно быть так-то и так-то…”, также высказывания, начинающиеся со слова “Мы” (“Мы все учителя..” или “Мы не умеем этого делать, потому что нас так воспитывали”) – неприемлемы. Имеет смысл обсуждать то, что происходит “здесь и теперь”. В этом случае участники группы могут помочь другим, т.к. они видят, что происходит и сами участвуют в этом. В противном случае обратная связь и помощь другому в анализе ситуаций, происходивших когда-то и где-то, возможна только после полного воспроизведения их (разыгрывания по ролям или с помощью кукол). Упражнения разминки. Упражнение “Ассоциация с встречей”. Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: “Если бы наша встреча была животным, то это была бы собака”. Упражнение “ Новое определение знакомых понятий”. Каждый участник по кругу дает определение двум понятиям: “Воспитание и обучение” предельно кратко, ориентируясь на свое отношение к ним. Основная часть тренинга. Упражнение на развитие навыков установления психологического контакта. Задание выполняется в парах. Партнеры стоят лицом друг к другу, Один из них играет роль режиссера, другой – актера. Задача актера – копировать все движения своего “художественного руководителя”, т.е. быть его зеркальным отражением. Могут возникать ситуации опережения движения “режиссера”. Затем партнеры меняются ролями. Упражнение на развитие умения взаимодействовать в процессе общения. Участники делятся на пары. Один в паре – робот, другой – оператор. По полу разбрасываются спички. Робот с закрытыми глазами пытается собрать спички с пола. Его действиями с помощью словесных команд руководит оператор. Исход игры для робота безразличен. Он послушен, безынициативен, действует бездумно и негибко. Успех работы оператора в том, чтобы с наименьшей затратой времени и слов собрать все спички. Оператор должен тонко чувствовать, вживаться в движения робота и его неточности воспринимать как свои ошибки. Упражнение осложняется тем, что вся группа работает одновременно. Варианты: выложить из спичек фигуру, построить скульптурную композицию. Упражнение на анализ педагогических ситуаций. Плачет ученица на уроке, снова не удается справиться с заданием. Как прореагировать? Первый вариант: – Не смей плакать! Второй вариант: – Стоит ли расстраиваться, возьми конфетку! Третий вариант: – Ты, в самом деле думаешь, что не можешь решить задачу? Определите стиль реагирования в каждом случае, его влияние на развитие личности ученицы. В первом случае – авторитарно-приказной стиль, он является антиподом гуманистической педагогики, задерживает формирование коллектива и социальной направленности личности, ведет к формированию неадекватного уровня притязаний в общении, формирует невротические черты личности, хотя внешне в классе может быть дисциплинарный порядок и неплохая успеваемость. Во втором случае налицо – либеральный стиль общения. Третий случай – реакция педагога демонстрирует по-настоящему гуманное отношение к ребенку, проникнутое верой в его силы, отношение, которое включает психологическую установку: “Может, я смогу?” и активизирует тем самым резервы психики человека. Важно, как спросить, как ответить, как отнестись к ребенку. Ученик не выполнил задания и подошел к учителю, чтобы объяснить ему причину, заболел отец и нужно было помочь по дому. Первый педагог так ответил: “Ладно. Считаю причину уважительной, выполнишь задание к следующему уроку. Второй: “Это очень грустно. Ну ладно, выполнишь задание через неделю. Третий: “Сочувствую. Это большая беда для семьи. К утру отцу стало лучше? Выполнишь задание, когда дома станет полегче. Скажешь, если понадобится моя помощь”. Какое из трех обращений принадлежит компетентному в общении педагогу? Упражнение на понимание партнера без вербальных средств общения. Участник выходит из комнаты. Четыре-пять человек в круге получают задачу глазами выразить водящему свое желание вступить с ним в контакт. Остальные участники также глазами выражают свое желание не вступать с ним в контакт. Упражнение н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.12.15 | Просмотров: 336
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|