Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы


Автор(ы): Иванова Светлана Анатольевна, Учитель

Не секрет, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей как “сознание народа, плод и цвет его духовной жизни”. Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков “личностных смыслов”, содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. Учащийся отвлекается от темы урока, задумывается о чем-то своем и непроизвольно начинает водить ручкой по бумаге, иногда парте, возникают какие-то образы, символы. Эту особенность используют психологи, применяя графические, цвето-рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей. Рисование, работа с красками применяются в арт-терапии и позволяют преодолеть контроль сознания, отказаться от стереотипов, переосмыслить ситуацию, осознать по-новому себя и свою жизнь.
Экспериментирование с цветом на уроках литературы, поиски нужного оттенка для передачи состояния героя, темы произведения, своего настроения позволяют:
  • более глубоко прочувствовать повествование, дают возможность выйти на личностный уровень, “присоединить” учащихся к эмоциональному фону урока;
  • разнообразить учебные приемы, внести элемент новизны, а значит пробудить интерес-двигатель познавательной активности;
  • создавать на уроке не только звуковые, но и зрительные образы, видимые, в прямом смысле, итоги урока, включать учащегося в творческую деятельность по их созданию. Это не иллюстрации художественного произведения в традиционном смысле, а иллюстрации внутреннего состояния, ощущений читающего в виде цветовых полос, пятен, конкретных образов, сюжетных рисунков, которые позволяют не только диагностировать эффективность урока для каждого учащегося, но и выйти на личностный уровень осознания и самопознания;
  • учитывать такие особенности мышления большей части учащихся НПО как его предметно-деятельностный характер, направленность на практический результат; приоритет действия над размышлением, трудность восприятия абстрактных умозаключений;
  • способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы подростков;
  • актуализировать процессы самопознания и самосознания учащихся, когда литература становится сознанием, а не нагромождением фактов, образов, художественных средств.
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления “Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч” строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
Цели:
1. Изучение рассказа А.П.Чехова “Ионыч”, духовной эволюции главного героя.
2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.
3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.
Тип урока: урок-размышление.
Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием.
Межпредметные связи: эстетика, тема: “Живопись”; дизайн, тема: “Цветовая теория”.
Оформление, оборудование:
1. Портрет А.П.Чехова.
2. Эпиграф урока:
Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры
не уставайте делать добро.
А.П.Чехов
Рассказ “Крыжовник”
3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.
4. Репродукция картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.
5. Акварельные краски, чистые листы.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (введение в тему).
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П.Чехова, писателя, которому принадлежит фраза “Краткость – сестра таланта”. Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал “повествование с опущенными звеньями”, путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести “Мужики” он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.
“Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам”, – писал Чехов.
Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.
В словаре С.И.Ожегова слово “эволюция” определяется как развитие, процесс постепенного, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.
Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П.Чехова И.И.Левитан, напутствуя юных художников, говорил: “Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины”. (Обращение к репродукции картины “Осенний день. Сокольники”, ее настроение, атмосфера).
Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П.Чистяков словно вторит Левитану: “Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…”.
Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.
Итак, А.П.Чехов, рассказ “Ионыч”, 1898 год, город С…
II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование.
После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4-5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения).
Например:

Опорный конспект Цветовое сочетание
I глава
-Приятно,
-удобно,
-не чувствует усталости,
-смеется, напевает,
-“хорошие, покойные мысли”,
-“недурственно”.
Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона.
II глава
-Волнуется,
-страдает,
-мучается,
-“пьянит надежда”,
-восхищается,
-ждет любви,
-ужасается,
-“Ох, не надо бы полнеть”.
Сильные, контрастные, яркие сочетания.

III глава.

Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и “радостное мучительное чувство”, и стыд, и раздражение (“хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона”), и расчетливость (“приданого дадут должно быть немало”), и равнодушие (“сколько хлопот, однако”). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются бе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.19 | Просмотров: 112

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!