Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Библейские сюжеты в произведениях живописи
Автор(ы): Иванова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;
- совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках МХК, умения соотносить прочитанное с увиденным;
- учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.
Оборудование: иконы на слайдах и принесенные учащимися, репродукции полотен на библейские темы, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве. Предварительное задание: назначить “искусствоведов”, разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить нескольким учащимся выразительное чтение стихотворений наизусть. Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству. К.С.Станиславский. Учитель: Ребята! Мы с вами завершили знакомство с Библией. На уроках мы говорили о непреходящей ценности этой великой книги. Многие века она привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Сегодня мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты. Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не все поймешь в искусстве прошлых веков. Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас, применив знания предыдущих уроков литературы. Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи. Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси. Демонстрация №1: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская. Чтение стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (отрывок). -Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в ее облике? - Как вы поняли строки: “…Образ Твой, над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след…” Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” и “Рождество Христово” (Ж.”Юный художник” №1,91; Календарь церковный,1996) - Какие сцены из Библии представлены на этих иконах? Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию). У: Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом. Демонстрация №3. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж) - Попробуйте доказать, что эта юная флорентийка – Дева Мария, а ребенок у нее на руках – маленький Иисус. Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г. Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа. У: Пленительные образы материнской любви созданы и на других известных картинах великих итальянцев. Демонстрация №4. 1)Л. да Винчи.“Мадонна Лита” 2)Л. да Винчи.“Мадонна в зелени” 3)Рафаэль.“Мадонна в кресле”. У: Какая из работ вам более известна? О какой картине вы хотели бы услышать мнение “искусствоведов”? Почему? (Учащиеся выбирают работу.) Возможные варианты текстов для “искусствоведов”: 1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности. - Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите. Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа. 2) Изображение этой женщины дано в необычном ракурсе: мадонна на этом полотне – почти неземная женщина: настолько отрешенна ее поза, взгляд задумчивый и нежный. Но она и жизнеутверждающая! Об этом говорят преобладающие краски: зелени природы как фона, спокойного синего тона ничем не приукрашенного платья. 3) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства! - Почему ее нельзя считать каноном? Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо. Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира. У: Самое великое творение великого Мастера – “Сикстинская мадонна”. (Дрезденская картинная галерея). Демонстрация №5. Рафаэль.“Сикстинская мадонна”./без комментариев/. Чтение стихотворения А.Фета “Мадонна” У: Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства. В Национальной галерее Лондона находится картина Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”. Демонстрация №6. Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”. Мы видим перед собой Иисуса, принимающего крещение от Иоанна Предтечи-крестителя. Слева за обрядом наблюдают ангелы. Автор картины также по-своему подходит к этому вопросу. - Вспомните, как об этом пишет Библия? - Почему Иисус не погружается в воду, а просто стоит пред ними? - Что делает Иисус после крещения? (Он отправляется в пустыню, чтобы еще раз переосмыслить свой путь, находится там 40 дней и ночей, не поддается искушению дьявола.) У: Есть ли в живописи произведения, отражающие эти библейские сюжеты? Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”. Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”. На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести. У: Чем занимается Иисус Христос после возвращения из пустыни? (Совершает добрые дела во благо человека, рассказывает притчи, в которых заключена мудрость человечества, наставления человечеству.) Иллюстрацией одной из притч Иисуса служит картина Рембрандта Харменса Ван Рейна “Возвращение блудного сына”, хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Демонстрация №8. Рембрандт. “Возвращение блудного сына”. - Следовал ли Рембрандт притче дословно? (Нет. Он сохранил лишь основной мотив всепрощающей любви отца к сыну, осознающему свое моральное падение.) - Какую заповедь Божию можно взять в качестве эпиграфа к этой картине? (“Чти отца своего и матерь свою”.) - Что касается самой картины, что хотел выразить художник? (Всепрощающую любовь отца.)Обращаем внимание на детали, цветовые “пятна” - босые истертые ноги сына-скитальца и старческие натруженные руки отца на плечах сына, выплаканные глаза отца. - Вспомним, как об этом написано в Библии? (Притча о блудном сыне). Ответы учащихся – знатоков Библии. У: Перед нами еще одно известное полотно на библейский сюжет – “Кающаяся Магдалина” Тициана, также хранящаяся в Эрмитаже, и не менее известное полотно Риберы с таким же названием. - В чем их сходство и различие? Демонстрация № 9. (одновременно) Тициан. “Кающаяся Магдалина” Рибера. “Кающаяся Магдалина”. У: Можно ли понять ка...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.08 | Просмотров: 3653
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|