Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Библейские сюжеты в произведениях живописи - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Библейские сюжеты в произведениях живописи


Автор(ы): Иванова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;
  • совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках МХК, умения соотносить прочитанное с увиденным;
  • учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.
Оборудование: иконы на слайдах и принесенные учащимися, репродукции полотен на библейские темы, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.
Предварительное задание: назначить “искусствоведов”, разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить нескольким учащимся выразительное чтение стихотворений наизусть.
Подлинное искусство всех народов и веков
понятно всему человечеству.
К.С.Станиславский.
Учитель: Ребята! Мы с вами завершили знакомство с Библией. На уроках мы говорили о непреходящей ценности этой великой книги. Многие века она привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Сегодня мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты.
Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не все поймешь в искусстве прошлых веков.
Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас, применив знания предыдущих уроков литературы.
Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.
Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси.
Демонстрация №1: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская.
Чтение стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (отрывок).

-Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в ее облике?
- Как вы поняли строки: “…Образ Твой, над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след…”
Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” и “Рождество Христово”
(Ж.”Юный художник” №1,91; Календарь церковный,1996)
- Какие сцены из Библии представлены на этих иконах?
Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию).
У:
Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.
Демонстрация №3. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж)
- Попробуйте доказать, что эта юная флорентийка – Дева Мария, а ребенок у нее на руках – маленький Иисус.
Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.
Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.
У: Пленительные образы материнской любви созданы и на других известных картинах великих итальянцев.
Демонстрация №4. 1)Л. да Винчи.“Мадонна Лита”
2)Л. да Винчи.“Мадонна в зелени”
3)Рафаэль.“Мадонна в кресле”.

У:
Какая из работ вам более известна? О какой картине вы хотели бы услышать мнение “искусствоведов”? Почему? (Учащиеся выбирают работу.)
Возможные варианты текстов для “искусствоведов”:
1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.
- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.
Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.
2) Изображение этой женщины дано в необычном ракурсе: мадонна на этом полотне – почти неземная женщина: настолько отрешенна ее поза, взгляд задумчивый и нежный. Но она и жизнеутверждающая! Об этом говорят преобладающие краски: зелени природы как фона, спокойного синего тона ничем не приукрашенного платья.
3) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!
- Почему ее нельзя считать каноном?
Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.
Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.
У: Самое великое творение великого Мастера – “Сикстинская мадонна”. (Дрезденская картинная галерея).
Демонстрация №5. Рафаэль.“Сикстинская мадонна”./без комментариев/.
Чтение стихотворения А.Фета “Мадонна”
У:
Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства.
В Национальной галерее Лондона находится картина Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.
Демонстрация №6. Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.
Мы видим перед собой Иисуса, принимающего крещение от Иоанна Предтечи-крестителя. Слева за обрядом наблюдают ангелы. Автор картины также по-своему подходит к этому вопросу.
- Вспомните, как об этом пишет Библия?
- Почему Иисус не погружается в воду, а просто стоит пред ними?
- Что делает Иисус после крещения?
(Он отправляется в пустыню, чтобы еще раз переосмыслить свой путь, находится там 40 дней и ночей, не поддается искушению дьявола.)
У:
Есть ли в живописи произведения, отражающие эти библейские сюжеты?
Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.
Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.
На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.
У: Чем занимается Иисус Христос после возвращения из пустыни?
(Совершает добрые дела во благо человека, рассказывает притчи, в которых заключена мудрость человечества, наставления человечеству.)
Иллюстрацией одной из притч Иисуса служит картина Рембрандта Харменса Ван Рейна “Возвращение блудного сына”, хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Демонстрация №8. Рембрандт. “Возвращение блудного сына”.
- Следовал ли Рембрандт притче дословно?
(Нет. Он сохранил лишь основной мотив всепрощающей любви отца к сыну, осознающему свое моральное падение.)
- Какую заповедь Божию можно взять в качестве эпиграфа к этой картине?
(“Чти отца своего и матерь свою”.)
- Что касается самой картины, что хотел выразить художник?
(Всепрощающую любовь отца.)Обращаем внимание на детали, цветовые “пятна” - босые истертые ноги сына-скитальца и старческие натруженные руки отца на плечах сына, выплаканные глаза отца.
- Вспомним, как об этом написано в Библии?
(Притча о блудном сыне).
Ответы учащихся – знатоков Библии.
У: Перед нами еще одно известное полотно на библейский сюжет – “Кающаяся Магдалина” Тициана, также хранящаяся в Эрмитаже, и не менее известное полотно Риберы с таким же названием.
- В чем их сходство и различие?
Демонстрация № 9. (одновременно)
Тициан. “Кающаяся Магдалина”
Рибера. “Кающаяся Магдалина”.

У:
Можно ли понять ка...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.08 | Просмотров: 3653

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340