Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Программа по организации дополнительного образования младших школьников
Автор(ы): Соловьева Людмила Валерьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются. Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая: - способствует развитию и индивидуализации личности,
- формирует мотивации к получению детьми знаний,
- является условием формирования интересов, потребности в деятельности,
- способствует более успешной социализации школьника.
Программа по организации дополнительного образования младших школьников будет способствовать решению вышеперечисленных задач. Научно – исследовательская деятельность распространена в основном в старших классах, но, как показывает практика, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие дети, различные по своим способностям. Просто уровень исследования будет другим. Цель: содействие в организации познавательной деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время через применение новых информационных технологий. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: - способствовать повышению интереса к изучаемым предметам;
- формировать информационно-коммуникационную компетентность школьников, способствовать становлению информационной культуры и компьютерной грамотности;
- развивать логическое мышление, творческие способности;
- умение обобщать и систематизировать информацию;
- формировать наблюдательность и внимание, умение работать с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся будет являться выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок поставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя и родителей. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы будет являться защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-страница. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др. В процессе исследовательской деятельности учащиеся могут использовать следующие методы и приёмы работы: – изучение теоретических источников; – наблюдение; – поисковый эксперимент; – описательный; – анкетирование; – интервьюирование и др. Необходимо отметить широкий набор предметов, который можно использовать для научно-исследовательской деятельности: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности педагогу нужно быть нацеленным не столько на результат, а больше на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Выполнив творческий проект и защищая его, ученик приобретает следующие навыки: - мыследеятельностные: выдвижение идеи (“мозговой штурм”); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы; формулировка предположения (гипотезы); обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности; планирование своей деятельности; самоанализ и рефлексия;
- презентационные: составление устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
- коммуникативные: свободное владение информацией; умение чётко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
- поисковые: поиск информации в библиотеке, каталогах, Интернете;
- информационные: структурирование информации; выделение главного; приём и передача информации, представление её в различных формах; упорядоченное хранение;
- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; измерение параметров; осмысление полученных результатов.
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 1 год. Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю продолжительностью по 45 минут. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагается осуществлять в рамках внеурочной поисковой деятельности. Это могут быть: – наблюдения, – постановка опыта, – проблемный анализ текста, – подготовка вопросов для дискуссии, – анкеты, – творческие работы. В соответствии с данным видом деятельности меняется и система оценок. Оценивается продукт деятельности – исследование, творческая работа, эксперимент, проект и т. д. В настоящее время в свою педагогическую практику я предлагаю внедрять безотметочную систему оценивания: - правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребёнком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно);
- развёрнутую словесную оценку учителя;
- индивидуальные беседы с родителями;
- выставки всех продуктов деятельности детей;
- систему портфолио (накопление продуктов детской учебной и иной деятельности, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
- шкалы, отражающие динамику результатов (листы индивидуальных достижений);
- рейтинговые работы разного характера.
Введение разных видов оценивания помогает у детей сформировать навыки самооценки и самоконтроля. Такой подход должен оказаться весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности станет возможной в рамках разнообразных форм образовательной деятельности, т. к. будут созданы разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей. Учебно-тематический план № | Наименование и содержание темы | теоретич. | практич. | всего | 1. | “Наша родина – Россия” | 5 | 5 | 10 | 2. | Народные традиции. | 7 | 2 | 9 | 3. | Литературное достояние России. | 6 | 7 | 13 | 4. | Семейные праздники. | 9 | - | 9 | 5. | Путешествуем по карте. | 8 | 2 | 10 | 6. | Защита отечества – священный долг. | 2 | - | 2 | 7. | Из истории вещей. | 7 | - | 7 | 8. | Экологический марафон “Береги свой край” | 4 | 3 | 7 | 9. | Здоровые дети – здоровая Россия. | 7 | - | 7 | | Итого: | 53 | 19 | 72 | Содержание программы № | общая тема раздела | Предметные подтемы | кол-во часов | 1. | “Наша родина – Россия” | Где мы живём? (окр. мир) | 3 | | | Сколько нас? (матем.) | 2 | | | Как красив наш язык! (рус. яз., лит. чтен.) | 2 | | | Что в имени твоём?(рус. яз., лит. чтен.) | 3 | 2. | Народные традиции. | Твой край. (изо) | 3 | | | Чудеса архитектуры. (труд) | 2 | | | Одежда. (труд) | 2 | | | Праздники. (лит. чтен.) | 2 | 3 | Литературное достояние России. | Как писать стихи? (лит.чт.,рус. яз.) | 4 | | | Откуда взялась бумага?(истор.) | 2 | | | Сказки.(лит. чт., рус. яз.) | 3 | | | Исторические литературные памятники. (истор., матем.) | 4 | 4 | Семейные праздники. | Новый год. (истор., матем.) | 2 | | | День рождения (истор., рус. яз.) | 2 | | | Праздник урожая (истор.,лит. чт.) | 2 | | | Старинные праздники (истор.) | 3 | 5 | Путешествуем по карте. | Известные путешественники (окр. мир, история) | 4 | | |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.12.20 | Просмотров: 333
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|