Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа по организации дополнительного образования младших школьников - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Программа по организации дополнительного образования младших школьников


Автор(ы): Соловьева Людмила Валерьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая:
  • способствует развитию и индивидуализации личности,
  • формирует мотивации к получению детьми знаний,
  • является условием формирования интересов, потребности в деятельности,
  • способствует более успешной социализации школьника.
Программа по организации дополнительного образования младших школьников будет способствовать решению вышеперечисленных задач. Научно – исследовательская деятельность распространена в основном в старших классах, но, как показывает практика, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие дети, различные по своим способностям. Просто уровень исследования будет другим.
Цель: содействие в организации познавательной деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время через применение новых информационных технологий.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
  • способствовать повышению интереса к изучаемым предметам;
  • формировать информационно-коммуникационную компетентность школьников, способствовать становлению информационной культуры и компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление, творческие способности;
  • умение обобщать и систематизировать информацию;
  • формировать наблюдательность и внимание, умение работать с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся будет являться выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок поставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя и родителей. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы будет являться защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-страница. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся могут использовать следующие методы и приёмы работы:
изучение теоретических источников;
– наблюдение;
– поисковый эксперимент;
– описательный;
– анкетирование;
– интервьюирование и др.
Необходимо отметить широкий набор предметов, который можно использовать для научно-исследовательской деятельности: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности педагогу нужно быть нацеленным не столько на результат, а больше на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Выполнив творческий проект и защищая его, ученик приобретает следующие навыки:
  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (“мозговой штурм”); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы; формулировка предположения (гипотезы); обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности; планирование своей деятельности; самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: составление устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: свободное владение информацией; умение чётко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: поиск информации в библиотеке, каталогах, Интернете;
  • информационные: структурирование информации; выделение главного; приём и передача информации, представление её в различных формах; упорядоченное хранение;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; измерение параметров; осмысление полученных результатов.
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 1 год.
Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю продолжительностью по 45 минут.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагается осуществлять в рамках внеурочной поисковой деятельности. Это могут быть:
– наблюдения,
– постановка опыта,
– проблемный анализ текста,
– подготовка вопросов для дискуссии,
– анкеты,
– творческие работы.
В соответствии с данным видом деятельности меняется и система оценок. Оценивается продукт деятельности – исследование, творческая работа, эксперимент, проект и т. д. В настоящее время в свою педагогическую практику я предлагаю внедрять безотметочную систему оценивания:
  • правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребёнком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно);
  • развёрнутую словесную оценку учителя;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • выставки всех продуктов деятельности детей;
  • систему портфолио (накопление продуктов детской учебной и иной деятельности, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
  • шкалы, отражающие динамику результатов (листы индивидуальных достижений);
  • рейтинговые работы разного характера.
Введение разных видов оценивания помогает у детей сформировать навыки самооценки и самоконтроля.
Такой подход должен оказаться весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности станет возможной в рамках разнообразных форм образовательной деятельности, т. к. будут созданы разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей.
Учебно-тематический план
Наименование и содержание темы теоретич. практич. всего
1. “Наша родина – Россия” 5 5 10
2. Народные традиции. 7 2 9
3. Литературное достояние России. 6 7 13
4. Семейные праздники. 9 - 9
5. Путешествуем по карте. 8 2 10
6. Защита отечества – священный долг. 2 - 2
7. Из истории вещей. 7 - 7
8. Экологический марафон “Береги свой край” 4 3 7
9. Здоровые дети – здоровая Россия. 7 - 7
Итого: 53 19 72
Содержание программы
общая тема раздела Предметные подтемы кол-во часов
1. “Наша родина – Россия” Где мы живём? (окр. мир) 3
Сколько нас? (матем.) 2
Как красив наш язык! (рус. яз., лит. чтен.) 2
Что в имени твоём?(рус. яз., лит. чтен.) 3
2. Народные традиции. Твой край. (изо) 3
Чудеса архитектуры. (труд) 2
Одежда. (труд) 2
Праздники. (лит. чтен.) 2
3 Литературное достояние России. Как писать стихи? (лит.чт.,рус. яз.) 4
Откуда взялась бумага?(истор.) 2
Сказки.(лит. чт., рус. яз.) 3
Исторические литературные памятники. (истор., матем.) 4
4 Семейные праздники. Новый год. (истор., матем.) 2
День рождения (истор., рус. яз.) 2
Праздник урожая (истор.,лит. чт.) 2
Старинные праздники (истор.) 3
5 Путешествуем по карте. Известные путешественники (окр. мир, история) 4


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.20 | Просмотров: 333

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340