Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие Кубань — моя, степная дочь России - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие Кубань — моя, степная дочь России


Автор(ы): Паняева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Знакомство с историей родного села в сопоставлении с историей родного края;
  • Развитие кругозора;
  • Привитие гордости за свою малую родину, ответственность за её будущее.
Ход урока
Учитель:

Вот и пролетело лето. И снова мы вместе, но вы уже повзрослевшие.
Тема нашего первого урока: “Кубань моя – степная дочь России”.
Для чего он проводится? Кто сможет сформулировать цель урока?
(Ответы учащихся).
Учитель
:
Итак, цель нашего урока -
  • воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа;
  • труженика, любящего свою землю;
  • гражданина готового защищать своё Отечество.
А эпиграфом станут слова известного кубанского поэта:
Степь раздольная, степь неоглядная, -
Только солнце да синий простор!
Зацвела, как невеста нарядная,
От лиманов до каменных гор.
“Степь кубанская”
Иван Варавва
Рисунок №1.
Учитель:

Родина, Россия, Кубань – эти слова неразрывно связаны. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории родного края. “Кубань, Кубань, жемчужина России в оправе синих двух морей”. Необъятным зелёным ковром раскинулась Кубань, степь без конца и края. Затем она переходит в лёгкие застывшие волны предгорий и высоких гор, многие вершины которых не сбрасывают снеговых шапок.
Я предлагаю отправиться в историческое путешествие. Перелистать прошлого страницы. Вспомнить, с чего всё начиналось.
Чтец. Иван Варавва.
Степь кубанская.
Степь раздольная, степь неоглядная, -
Только солнце да синий простор!
Зацвела, как невеста нарядная,
От лиманов до каменных гор.
Вьются речки, полощутся лентами:
Бейсужки, Кочеты, Кирпили..
То не ты ли колосьями светлыми
Расплескалась по лону земли?
Не твои ль это вишни рубинами
Облепили в саду частокол?
Не твои ль ветерки соколиные
Развевают чубы земляков?..
На уборке и жарко, и хлопотно,
И работа в степи нелегка.
Степь раздольная – милая родина
Расплескалась в судьбе казака.
Не устанут поля благодатные
После жатвы остыть от жары, -
Зазорятся сады виноградные,
Кавунов заискрятся шары.
И в бою, и в работе прославлена,
Созидаешь по зёрнышку хлеб.
Степь родная – душа Ярославны,
Вековая кубанская степь.
Звучит Гимн Краснодарского края.
Выходит Екатерина II.

Наконец заключён мирный договор между Россией и Турцией. Крым признаётся независимым от Турции. Россия получает земли на берегах Дона, Днепра и Буга, господство над Керченским проливом.
Та-ак. Южные границы расширены. Кого же заселить на новых землях? Может быть, казаков? Казаки славятся отвагой, но живут вольным казачьим “государством” в Запорожской Сечи.
Князь Григорий Потёмкин представил мне казаков. Странные они. На приёме стояли на коленях. А называли-то меня как – “мамо”, а князя – “батько”.
Но Емелька Пугачев тоже говорят из казаков.
Нет. Не бывать Сечи. (Июль 1774 года).
Докладчик. 11.
Уж больно крута матушка Екатерина II.
Но всё же 30 июня 1792 года Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.
Во время прощального приёма Антон Андреевич Головатый сказал, обращаясь к императрице:
“Мы прибегли к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов…” (30 июня 1792 г).
Рисунок № 2.
Ах, какая земля досталась казакам! Здесь и безграничная степная равнина с тучными чернозёмами, и, близкая к полупустыне, засушливая и суглинистая земля Тамани, вспученная грязевыми вулканами, и камышовые плавни Приазовья с многочисленными лиманами и протоками, и горные массивные, покрытые вековыми лесами из дуба, бука и пихты, с высокогорной тундрой и альпикой, с нетающими ледниками на вершинах, и влажные субтропики, где растут пальмы и цитрусовые. А знаете ли вы, как всё получилось?
Рассказывают, что летели две птицы, несли в клювах семена разных растений, чтобы засадить северную и южную стороны, но столкнулись над Кубанью и разлетелись семена по всему Кубанскому краю.
Поэтому природа нашего края уникальна, ибо нет, вероятно, такого уголка на земле, где бы так близко соседствовали различные климатические зоны.
Рисунок №3.
И этому есть у казаков объяснение.
Когда Господь Бог создал животный и растительный мир, расселил всех по своим климатическим зонам, дошла очередь и до людей. Все прошли перед Господом, все получили своё место под солнцем. Нет только казаков. Поспали! Все земли розданы. Негде поселиться козаченькам. Приуныли казаки, буйны головы повесили.
Пожалел Бог казаков. Достал свой заветный атлас и сказал:
- Ну, казаки, глядите, для себя берег местечко, чтобы можно было, где отдохнуть от трудов праведных. Да придётся видно вам её дать. Но смотрите, берегите её, как зеницу ока, потому как спрошу за неё с вас строго.
Зверя там видимо-невидимо, не боится человека. Рыбы столько, что во время нереста можно по ней перейти с одного берега на другой, не замочив ноги. А земля там така богата, что оглоблю воткнёшь – зацветёт!

Докладчик. 1.
Это, конечно же, сказки. Вы понимаете, насколько трудна доля человека, вынужденного перебираться на новое место жительства. Вспомним историю.
1792-1793 год.
Переселяются черноморские казаки на Кубань – пешим ходом и морским путём. Обжились, но, помня о тех тяжёлых годах, поставили на Тамани памятник казакам-переселенцам.
Художник Косолап предлагал изготовить фигуру казака-запорожца из бронзы, а пьедестал – из гранита. По его замыслу, запорожцу надлежало одной рукой держать знамя, а другую – прижимать к груди, в знак благодарности судьбе. Одна нога должна была находиться в лодке, а другая - на постаменте, как бы символизируя высадку на таманскую землю.
Скульптор Б.С. Эдуардс взял за основу идею Косолапа. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года”.
1829 год.
Окончилась очередная русско-турецкая война. В пику России Турция начинает выселять греков христиан.
В Краснодарский край отправляется делегация греков, желающий переселиться из Турции.
22 июня 1872 года начальник Кубанской области генерал-лейтенант Цакин пишет наместнику Кавказа: “Греки прибыли во вверенную мне область в 1862 году и водворены отдельным поселением (64 семейства, в том числе 237 мужчин и 222 женщины) на месте бывшего аула Мерчан”.
Рисунок №4.
Докладчик. 2.:

В официальной переписи Абинского станичного правления и правления Абинского полка с 1869 года селение официально именуется селом Мерчанским.
Докладчик.1.
Почему так называется наше село, существует несколько версий.
1 - Слово “Мерчан” – адыгейское и обозначает “река”. Старожилы помнят, как первое время наводнение заставляло ездить на лодках, вода в половодье доходила до подоконников.
2 – В первые дни поселения начали мерить землю, отводить участки для застройки домов и наделы на душу. Слово “мерить” и “мерщик” было в большом ходу, и, возможно, оно и дало название селу.
3 – Люди, с чувством юмора, утверждали, что село получило название потому, что поселился когда-то в этих краях человек, а у него был огромный бык, по кличке Мерчан. Тот бык был ценен для семьи, так как благодаря ему, семья жила безбедно. Но всё хорошее когда-нибудь кончается: скончался и тот бык. Погиб трагически. Его убил сотник Байкалов за то, что неожиданно напал на его строевого коня, привязанного к коновязи. Люди долго вспоминали быка добрым словом, а название - по кличке быка - осталось за этим местом.
Докладчик.2.
Кубанские земли встретили поселенцев неприветливо: дикие заросли камыша и тёрна, постоянная угроза нападения со стороны турок, абреков создавали напряжённую обстановку. Но казаки и не привыкли к спокойной мирной жизни.
Как тут не вспомнить слова нашего замечательного кубанского историка Виталия Георгиевича Бардадыма: “И вот в этом пустынном, диком краю на берегу строптивой реки Кубани был воздвигнут Войсковой Град и возведены в нём добротные сооружения и здания. Они и сегодня радуют и восхищают нас.
Но не все постройки дошли до нас. Многие были утрачены навсегда – разрушены не временем, а людьми.
Строительство любого поселения “коша” начиналось в Запорожской Сечи с выбора места для церкви. Эта традиция сохранилась и на Кубани: выбиралось самое красивое и открытое место на территории будущего поселения и на нём, прежде всего возводилась церковь (чаще всего во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом уже строительство остального жилища.
Рисунок №5.
Докладчик. 3.

Поскольку на Тамани казаки обосновались раньше всего – 22 августа 1792 года, то именно там была построена первая на Кубани после переселения запорожцев церковь во имя Покрова.
Первая церковь в Екатеринодаре была поставлена сразу же после выбора места для постройки крепости. Эту походную церковь во имя святой троицы казаки повсюду возили с собой. Построена она была из белой парусины, с иконостасом, написанном на холсте. Над нею черноморцы возвели деревянный чехол, скрытый камышом.
22 августа 1792 г.
“.. Вокруг оной родючего дерева сад, обнесённый каменною оградой. На северных же воротах имеет быть построена колокольня, и вложен в ней мраморный камень, свидетельствующий деяния, князя Глеба”.
Ещё не было духовенства, а Антон Головатый – войсковой судья – уже заложил храм. Храм был возведён из камня с железною крышею.
Церковь была снабжена дорогими сосудами и книгами, привезёнными из запорожской церкви и свято сохранённой казаками. Особенно красивым был в ней иконостас с деревянной резьбой, позолотой и хорошей живописью.
Докладчик. 4.
В куренных же селениях церкви строились на добровольные пожертвования.
В селе Мерчанском также первым делом была поставлена церковь. Возводили её, как водится всем миром, потому что греков выселяли из Турции за то, что они не захотели менять веру своих предков. В годы борьбы со всем, что было так дорого народу, церковь, которая несла жителям села надежду на лучшую жизнь, пережив две войны была уничтожена в 1953 году.. Чтобы её снести, пошли на хитрость: строение объявили аварийным. Углём провели черту по стене здания, сфотографировали и отправили в Краснодар, где дали добро на снос здания.
Много было возмущений, слёз и проклятий в адрес богохульников. Но решение власти оспаривать было нельзя.
Сейчас служба ведется в бывшем складском помещении. Но мерчанцы потихоньку ведут строительство нового храма.
Докладчик. 5.
Вам известно о том, что обучались в довоенной России только мальчики. Со времени переселения черноморских казаков (1792-1793 гг.) на правобережную Кубань и вплоть до начала 60-х годов XIX века здесь, так же, как и у казаков Кавказского линейного казачьего войска ( образован в 1832 г.), не было отдельного среднего учебного заведения для девочек.
Прогресс женского образования в России и приближение окончания Кавказской войны поставили вопрос об учреждении в Екатеринодаре Кубанского Мариинского женского училища ( в дальнейшем сокращённо – КМЖУ), в обычной жизни называвшегося “Мариинкой”, так как оно подчинялось ведомстве императрицы Марии.
Рисунок №6.
Примечательный факт: согласно “Положению” об этом учебном заведении в него могли приниматься и девушки мусульманского исповедания, что свидетельствовало о конфессиональном равноправии в России. В 1920 году после установления советской власти, женская гимназия Кубанского казачьего войска была закрыта.
Так как воспитание детей всегда стояло на первом месте, то и в селе Мерчанском в 1889 году строится начальное сельское училище. Здесь обучение велось на русском и греческом языке.
Наша школа одна из старейших школ района.
Докладчик. 6.
Разрасталось село Мерчанское, вокруг него появлялись хутора: Мова, Майорский, Голубовский, Ястребовский и Весёлый.
После окончания Кавказской войны освобождённая земля стала заселяться казачьими станицами. В нашем районе появились паны – владельцы огромных участков плодородной земли, частью покрытых лесом. Землю они стали сдавать арендаторам. Пан Мова, спокойно проживал в г. Екатеринодаре, а первые арендаторы Сулименко...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.28 | Просмотров: 248

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340