Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Опыт работы по организации проектной деятельности учащихся


Автор(ы): Лазоренко Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе

Проектная деятельность учащихся. Сначала немного о понятии. Учебное проектирование “включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни постиндустриального общества”.
Итак, проектная деятельность – один из видов учебно-исследовательской деятельности учащихся. Задачами ее можно назвать:
  • совершенствование навыков исследовательской работы;
  • углубление знаний в выбранных предметных областях;
  • формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
  • формирование коммуникативных навыков и др.
Проектная деятельность учащихся? А какие проекты, например, с пятиклассниками, да еще и с мальчишками, да еще и по экологии или биологии? Эти вопросы наверняка задают себе многие учителя. Хочу поделиться опытом организации такой работы.
Во-первых, экология и биология – это действительно интересно! И если в этом уверен сам, можно убедить и детей. Большую помощь при организации работы с подростками может оказать книга “Растения”, выпущенная под грифом “для умных, но ленивых”.
Во-вторых, вокруг множество интересных (как оказалось) и доступных для младших подростков тем, например: “Домовой и полевой воробьи в парке ГМЗ “Ораниенбаум”, в ходе работы по которой школьники могут изучить взаимодействие этих двух видов, провести подсчет их численности; “Одуванчик лекарственный в окрестностях города Ломоносова” - можно примерно подсчитать скорость расселения вида, почитать литературу о его лекарственных и пищевых качествах; “Растения–переселенцы на территории г. Ломоносова” - изучить видовой состав интродуцированных или занесенных растений; “Изучение популяций бродячих собак в окрестностях г. Ломоносова” (естественно, с безопасного расстояния) – можно выявить такую особенность - выживают в условиях жесткой конкуренции достаточно крупные, крепко сложенные собаки, в основном рыжевато-пегой масти, живут обычно стаями по 5-7 особей, в стаях строгая иерархия; “Грибы – макромицеты Санкт-Петербурга и Ленинградской области” - виды грибов, часто (а может быть, и нечасто) встречающиеся в регионе и их свойства; “Войди в зеленый мир” - составление маршрута экологической экскурсии и ее проведение для одноклассников, не одноклассников, родителей и т. д.
А теперь – более подробно об организации работы учащихся 5 класса по проекту “Растения в необычных местах обитания”:
1. Выбор темы исследования.
2. Составление плана работы в виде “карты памяти”.
  • выбор площадок исследования;
  • предварительный обзор;
  • посещение библиотек, выбор определителей, подбор литературы по теме исследования;
  • посещение исследовательских площадок с определителями, фотоаппаратом, сбор частей растений, которые сложно определить на месте;
  • уточнение данных у эксперта (учителя биологии, сотрудника БиНИИ – кого можно найти);
  • подготовка литературного обзора;
  • анализ и обобщение полученных материалов, в том числе составление таблиц данных, предварительная формулировка выводов исследования;
Этот этап часто вызывает некоторые затруднения у руководителей проектов, поэтому в качестве иллюстрации предлагаю ознакомиться с тем, как мы излагали результаты исследования:
Изложение результатов
Дом №6-а по ул. Победы:
Пятиэтажный кирпичный дом, с западной, южной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, с восточной – бетонная отмостка.

№ п/п Ориентация по сторонамсвета Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона Трещина между фундаментом здания и асфальтом Подорожник
Козырек над подъездом Береза
2. Южная сторона Металлическая решетка для вытирания ног на бетонном крыльце Подорожник, одуванчик
3. Восточная сторона Трещина между фундаментом и бетонной отмосткой Мятлик однолетний
4. Северная сторона нет нет
Дом №19 по ул. Красноармейской:
Двухэтажный кирпичный дом, с западной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, к южной и восточной стороне здания доступ затруднен. Три года назад внутренняя отделка здания выгорела практически полностью. С тех пор ремонт не производился.

№ п/п Ориентация по сторонам света Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона Трещина между фундаментом здания и асфальтом Подорожник, мать-и-мачеха, лебеда, одуванчик
Бетонное крыльцо Береза, одуванчик, лебеда, осот, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь, ива
Витрина с разбитыми стеклами Береза, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь
2. Северная сторона Крыша подвала Гравилат городской, береза, крапива
Трещины стены Береза, ива, одуванчик, гравилат городской
Трещина между фундаментом и асфальтом Крыжовник, гравилат городской
Дом №27 по ул. Александровской:
Пятиэтажный кирпичный дом, фундамент со всех сторон окружен асфальтом.

№ п/п Ориентация по сторонам света Описание местообитания Обнаруженные растения
1. Западная сторона нет нет
2. Южная сторона Трещина в асфальте недалеко от фундамента Лаватера, петуния, одуванчик лекарственный, звездчатка средняя (мокрица), подорожник, мать-и-мачеха, ива корзиночная
3. Восточная сторона нет нет
4. Северная сторона нет нет
Дом №38 по ул. Александровской:
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом, фундамент со всех сторон окружен отмосткой.



ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.12.30 | Просмотров: 47

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!