Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Опыт работы по организации проектной деятельности учащихся
Автор(ы): Лазоренко Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проектная деятельность учащихся. Сначала немного о понятии. Учебное проектирование “включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни постиндустриального общества”. Итак, проектная деятельность – один из видов учебно-исследовательской деятельности учащихся. Задачами ее можно назвать: - совершенствование навыков исследовательской работы;
- углубление знаний в выбранных предметных областях;
- формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
- формирование коммуникативных навыков и др.
Проектная деятельность учащихся? А какие проекты, например, с пятиклассниками, да еще и с мальчишками, да еще и по экологии или биологии? Эти вопросы наверняка задают себе многие учителя. Хочу поделиться опытом организации такой работы. Во-первых, экология и биология – это действительно интересно! И если в этом уверен сам, можно убедить и детей. Большую помощь при организации работы с подростками может оказать книга “Растения”, выпущенная под грифом “для умных, но ленивых”. Во-вторых, вокруг множество интересных (как оказалось) и доступных для младших подростков тем, например: “Домовой и полевой воробьи в парке ГМЗ “Ораниенбаум”, в ходе работы по которой школьники могут изучить взаимодействие этих двух видов, провести подсчет их численности; “Одуванчик лекарственный в окрестностях города Ломоносова” - можно примерно подсчитать скорость расселения вида, почитать литературу о его лекарственных и пищевых качествах; “Растения–переселенцы на территории г. Ломоносова” - изучить видовой состав интродуцированных или занесенных растений; “Изучение популяций бродячих собак в окрестностях г. Ломоносова” (естественно, с безопасного расстояния) – можно выявить такую особенность - выживают в условиях жесткой конкуренции достаточно крупные, крепко сложенные собаки, в основном рыжевато-пегой масти, живут обычно стаями по 5-7 особей, в стаях строгая иерархия; “Грибы – макромицеты Санкт-Петербурга и Ленинградской области” - виды грибов, часто (а может быть, и нечасто) встречающиеся в регионе и их свойства; “Войди в зеленый мир” - составление маршрута экологической экскурсии и ее проведение для одноклассников, не одноклассников, родителей и т. д. А теперь – более подробно об организации работы учащихся 5 класса по проекту “Растения в необычных местах обитания”: 1. Выбор темы исследования. 2. Составление плана работы в виде “карты памяти”. - выбор площадок исследования;
- предварительный обзор;
- посещение библиотек, выбор определителей, подбор литературы по теме исследования;
- посещение исследовательских площадок с определителями, фотоаппаратом, сбор частей растений, которые сложно определить на месте;
- уточнение данных у эксперта (учителя биологии, сотрудника БиНИИ – кого можно найти);
- подготовка литературного обзора;
- анализ и обобщение полученных материалов, в том числе составление таблиц данных, предварительная формулировка выводов исследования;
Этот этап часто вызывает некоторые затруднения у руководителей проектов, поэтому в качестве иллюстрации предлагаю ознакомиться с тем, как мы излагали результаты исследования: Изложение результатов Дом №6-а по ул. Победы: Пятиэтажный кирпичный дом, с западной, южной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, с восточной – бетонная отмостка. № п/п | Ориентация по сторонамсвета | Описание местообитания | Обнаруженные растения | 1. | Западная сторона | Трещина между фундаментом здания и асфальтом | Подорожник | Козырек над подъездом | Береза | 2. | Южная сторона | Металлическая решетка для вытирания ног на бетонном крыльце | Подорожник, одуванчик | 3. | Восточная сторона | Трещина между фундаментом и бетонной отмосткой | Мятлик однолетний | 4. | Северная сторона | нет | нет | Дом №19 по ул. Красноармейской: Двухэтажный кирпичный дом, с западной и северной стороны у фундамента асфальтовое покрытие, к южной и восточной стороне здания доступ затруднен. Три года назад внутренняя отделка здания выгорела практически полностью. С тех пор ремонт не производился. № п/п | Ориентация по сторонам света | Описание местообитания | Обнаруженные растения | 1. | Западная сторона | Трещина между фундаментом здания и асфальтом | Подорожник, мать-и-мачеха, лебеда, одуванчик | Бетонное крыльцо | Береза, одуванчик, лебеда, осот, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь, ива | Витрина с разбитыми стеклами | Береза, подорожник, мать-и-мачеха, репейник, полынь | 2. | Северная сторона | Крыша подвала | Гравилат городской, береза, крапива | Трещины стены | Береза, ива, одуванчик, гравилат городской | Трещина между фундаментом и асфальтом | Крыжовник, гравилат городской | Дом №27 по ул. Александровской: Пятиэтажный кирпичный дом, фундамент со всех сторон окружен асфальтом. № п/п | Ориентация по сторонам света | Описание местообитания | Обнаруженные растения | 1. | Западная сторона | нет | нет | 2. | Южная сторона | Трещина в асфальте недалеко от фундамента | Лаватера, петуния, одуванчик лекарственный, звездчатка средняя (мокрица), подорожник, мать-и-мачеха, ива корзиночная | 3. | Восточная сторона | нет | нет | 4. | Северная сторона | нет | нет | Дом №38 по ул. Александровской: Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом, фундамент со всех сторон окружен отмосткой.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.12.30 | Просмотров: 222
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|