Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Исследовательский метод обучения
Автор(ы): Суппес Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова. Опыт убеждает, что именно на ступени ознакомления с начальными понятиями важно вести детей от обобщения, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Здесь большую помощь окажет исследование в ходе изучения теоретико-литературных и языковых понятий. В 7-м классе по русского языку проходят тему “Звукозапись”. Учебное пособие под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта предлагает материал под рубрикой “Возьми на заметку!” Однако я предлагаю доказать практически значимость звукозаписи, основанной на фонетике. Учащимся предлагаю вариативные задания: 1. По словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи. 2. 1-й вариант: упр. 22 (поэтические строки А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало…”) 2-й вариант: предлагаются строки из стихотворения Ф.Тютчева “Люблю грозу в начале мая…”. Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе. Исследования помогли ребятам установить, что вычисления пропорционального соотношения в 1-м варианте: 43(глас.)/ 57(соглас.) С–Ш–19, во 2-м варианте: 34(глас.)/ 48(соглас.) Г–ГР–6, свидетельствуют о том, что преимущественно использовались поэтами согласные звуки, так как они занимают доминирующее положение в звуковой системе русского языка. Ф.Тютчеву скопление согласных и преимущественно Г–ГР помогает образно описать грозу, а А.С.Пушкину глухие шипящие и свистящие С–Ш помогают создать впечатление опадающих листьев. Изучая в 5 классе тему “Типы словосочетаний по главному слову”, ребятам предлагается инструкция-задание. 1. Определите, какой частью речи выражены главные слова в подчинительных словосочетаниях. Зафиксируйте графически наблюдения в таблице. 2. Предложите название каждому из видов словосочетаний, опираясь на главное слово. 3. Оформите вывод о том, на какие типы по главному слову делятся словосочетания. 4. Как вы думаете, на какие словосочетания используются чаще в речи? Для исследования по группам предложен текстовой материал. Задание 1, 3, 5-й группам. Попробуйте описать снежинку. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин). Найдите слова и сочетания слов, с помощью которых поэт описывает следы мороза. В небе – дым поблеклый, Снег на тротуаре. На трамвайных стёклах – Ледяной гербарий. (И.Козбеев). Задание 2, 4, 6-й группам. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стремится подчеркнуть автор в повествовании? - Кот широко раскрыл глаза, растопырил усы и осторожно шагнул к незнакомцу. Подошёл вплотную и с опаской начал его обнюхивать.
- Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят. (Ф.Тютчев). Материал для исследования типов словосочетаний по главному слову предлагается такой:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2019.01.03 | Просмотров: 313
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|