Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по математике В мире иррациональности (10-й класс) - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа элективного курса по математике В мире иррациональности (10-й класс)


Автор(ы): Романова Ольга Геннадьевна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение Однако, на практике получается, что ученики, заканчивая любое среднее общеобразовательное учреждение, не могут сразу поступить в ВУЗ, так как есть расхождения в требованиях, которые предъявляются к подготовке выпускников школы и к абитуриентам высших учебных заведений. Конечно, есть школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи… Но для большинства обучающихся они малодоступны. В обычной же школе профориентационной работе всегда уделялось мало внимания. В результате более половины выпускников смутно представляют, кем они хотят стать и где им учиться дальше. Тем же, кто готовится в ВУЗ целенаправленно, приходится усиленно заниматься с репетиторами – поскольку иначе получить необходимые знания по нужным предметам считается невозможным. Из всего этого вытекает ряд противоречий:
  • во-первых, противоречие между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей;
  • во-вторых, противоречие между природной любознательностью ребёнка и падением интереса его к учёбе по мере взросления;
  • в-третьих, противоречие между большим объёмом учебной информации и неумением учащихся рационально организовать свой учебный труд.
В этом учебном году, в нашей школе сформирован профильный класс 10 «А» - математический. Надо заметить, что дети не отличаются особенными математическими способностями, имеют средний уровень подготовки, однако у всех учащихся есть желание продолжить обучение в высших учебных заведениях. Ключевая проблема, которая возникла передо мной, это – найти пути реализации в своей профессионально- педагогической деятельности личностно-ориентированные, развивающие, дифференцированные подходы с целью повышения качества знаний и умений учащихся по математике для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе и одновременной сдачи вступительных экзаменов в ВУЗы ( что и предусматривает ЕГЭ ) Только при профильном обучении учитываются интересы, склонности и способности каждого ученика. Главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Это подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. Анализ ситуации показывает, что учителями в основном осознаётся необходимость перехода к профильному обучению. Однако, это не означает, что проблем, связанных с переходом на профильное обучение не существует. Можно перечислить некоторые из них:
  • отношение к профильному обучению как к системе, созданной только для успешно обучающихся школьников
  • понимание целей профильного обучения, как целей профориентации
  • стремление учителей подогнать элективные курсы под старые наработки по углублению предметов, следовательно, нежелание разрабатывать новые программы
  • стремление сохранить лучших учащихся в своей школе.
Из всех проблем профильного обучения остановлюсь на одной – это составление и разработка новой программы элективного курса. Электив - краткое название элективных курсов. Их цель - раскрыть потенциал каждого ребёнка, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. Так же, как на факультативных занятиях, ученики углубленно изучают интересующий их предмет или область деятельности. Разница в том, что элективы входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. В соответствии с одобренной Минобразованием России « Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования » дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трёх типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач приоритетных для курсов каждого типа. Базовые общеобразовательные курсы ,отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих, жизненных планов. Элективные курсы, как бы « компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Элективы включены в расписание 10-11 классов. Длительность их может быть разной: одни рассчитаны на полгода или год, другие - на 2 - 3 месяца. Школа должна предложить не менее пяти курсов, давая возможность выбора, а ученик обязан посетить минимум три. Но на практике, многие учителя старших классов сталкиваются с проблемой: отсутствие достаточного набора программ и учебных пособий для успешного проведения занятий по элективному курсу. Поэтому есть необходимость в разработке новых программ элективных курсов. На основании всего выше изложенного, актуальность моей работы очевидна. 2. Концепция деятельности Гипотеза исследования опыта моей работы, заключается в том, что отчётливая дифференциация интересов и жизненных планов, индивидуализация обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями будет успешна, если будут использованы элективные курсы. Цель: разработать программу элективного курса, с последующей реализацией его в своей профессионально - педагогической деятельности. В соответствии с целью и гипотезой исследования выдвигаю следующие задачи исследования:
  1. Ознакомление с концепцией профильного обучения
  2. Ознакомление со структурой программы профильного обучения
  3. Знакомство с новыми технологиями, внедрение новых методов и форм работы в свою деятельность.
  4. Разработать программу элективного курса для 10 класса.
Оценивать усвоение информации, заложенной в данный элективный курс, приобретённые умения и навыки буду по итогам выполнения домашних заданий, текущего и тематического дифференцированного контроля с одной стороны; с другой стороны, по динамике формирования этих умений для коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. По окончанию всего курса, планирую провести большую зачётную работу ( на 2 часа ), в которую будут включены задания из контрольно измерительных материалов ЕГЭ прошлых лет. В результате этого, дети смогут оценить свою готовность к ЕГЭ по математике по данной теме. Элективный курс « В мире иррациональности » рассчитан на 34 часа. Проект адресован учителям, которые обучают детей в старших классах и помогают им готовиться к ЕГЭ, а также самим старшеклассникам, желающим самостоятельно углубить свои знания по данной теме. Система работы Мною разработана программа элективного курса для учащихся 10 класса, рассчитанная на 34 часа, 1час в неделю, в течении всего учебного года. Элективный курс « В мире иррациональности».
Пояснительная записка Назвав элективный курс «В мире иррациональности», я понимаю, что хватить всё, что связанно с радикалами нет возможности, поэтому реально можно только чуть-чуть приоткрыть дверь в этот таинственный мир – « мир иррациональности ». Я останавливаюсь на трёх основных темах школьного курса алгебры, считая их достаточно важными и трудными. Это – 1) преобразование иррациональных выражений; 2) решение иррациональных уравнений; 3) решение иррациональных неравенств. На данные темы в школьном курсе отводится совсем немного часов, что не позволяет учащимся чувствовать себя достаточно уверенными при решении любых задач, содержащих радикалы. Однако умение грамотно и быстро преобразовать иррациональные выражения широко используется при решении геометрических задач, в частности в стереометрии, к тому же, упрощение выражений, содержащих радикалы, существенно облегчает решение уравнений. В данной работе предлагаются и рассматриваются способы решения иррациональных уравнений и неравенств различного вида. Есть возможность дополнить материал, не входящий в программу курса математики средней школы. Ведь, решая иррациональные уравнения и неравенства можно легко распознать, в какой мере учащиеся владеют такими понятиями, как область определения, область допустимых значений, а также множество решений уравнения и неравенства и многими другими. Известно, что иррациональные выражения, уравнения и неравенства часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы и в вариантах работ ЕГЭ, поэтому для успешного выполнения заданий с радикалами требуются более глубокие знания в данной области.
Цель элективного курса: Дать целостное представление о теме и способствовать осознанному выбору профиля обучения в ВУЗе.
Задачи:
  • Обобщение и систематизация знаний
  • Расширение спектра задач, доступных учащимся.
  • Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление их математических способностей.
  • Ориентация на профессию, существенным образом связанную с математикой, подготовка к сдаче ЕГЭ, подготовка к обучению в вузе
Методический инструментарий Методы
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Частично-поисковый
  • Словесно-наглядно практический
  • Рассказ с элементами беседы и с демонстрацией средств наглядности
  • Самостоятельная работа уча...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.09 | Просмотров: 3897

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340