Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Как организовать взаимодействие семьи и школы? Социально-педагогическое направление в работе с дезадаптированными учащимися - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Как организовать взаимодействие семьи и школы? Социально-педагогическое направление в работе с дезадаптированными учащимися


Автор(ы): Махрина Вера Вячеславовна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: “Мой ребенок курит…”.
Цель:
содействовать формированию здорового образа жизни учащихся и их родителей.
Задачи:
1. Дать представление о профилактической работе против табакокурения.
2.Обучить формам и методам профилактической работы в семье по борьбе с курением.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть – 10 мин.
2. Изложение материала – 15 мин.
3. Практическая честь:
    а) обсуждение – 15 мин.
    б) сюжетно – ролевые игры – 15 мин.
    в) тестирование – 5 мин
4. Подведение итогов - 5 мин.
I. Вводная часть.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости нашего заседания! Сегодня вы присутствуете на знаменательном событии: во-первых, это первое заседание нашего клуба в нынешнем учебном году, во-вторых, мы его решили провести по-семейному, то есть с приглашением детей и гостей.
Всем известно, что для успешной работы необходимо выполнять какие-то правила. Я предлагаю вам ознакомится с правилами нашего семейного клуба. (Всем присутствующим выдаются правила для ознакомления). Если есть какие-то дополнения или изменения, то их необходимо внести.
    (После обсуждения правила утверждаются).
II. Изложение материала.
Кто не знает историю о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном наставнике Мефистофеле? Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод: когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили там много интересного, в том числе и невиданные растения. И среди них табак. Весьма осведомленный, впрочем, как всегда, Мефистофель заявил:
  • Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет! Кто хоть раз попробует закурить, тот никогда не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли Вам трубку, уважаемый доктор?
  • Не надо, забава для дураков – решительно ответил Фауст.
Уважаемые родители и гости, дорогие курсанты! Об этой несерьезной забаве и пойдет наш серьезный разговор. Итак: “Мой ребенок курит…”
Почему же наши дети начинают курить? С этим вопросом мы начали свое небольшое исследование в лицее. Обратимся к видеосюжету.
(Идет просмотр видеоматериала).
По данным опроса курсантов, выясняется, что курить дети начинают:
  • Из-за любопытства;
  • Подражание взрослым;
  • Подражание курящим товарищам или героям кино.
По грустным статистическим данным в наше время в России среди подрастающего поколения 16-17 лет курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Это, несмотря на то, что они осведомлены об известных фактах: четверть случаев ишемической болезни сердца и 80-90 % случаев рака связаны с курением. В некурящих семьях курящими дети становятся в 25% случаях, в курящих семьях число детей, подверженных этой пагубной привычке, увеличивается вдвое.
Понимание того, что нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам надо воспитывать с детства, понимание ценности здоровья, которое, к сожалению, в нашей стране не каждый ставит на первое место среди человеческих ценностей, натолкнуло нас на продолжение исследования причин курения среди учащихся и желание найти методы и формы работы по профилактике табакокурения, борьбы с этой привычкой.
Так, что же побуждает наших детей приобщаться к раннему курению? Часть ребят начинает курить рано, так как подражает товарищам по школе, по двору. Причем, как правило, более старшим товарищам. Другие, из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, либо зажигалку, спрятаться в укромном месте. Это похоже на маленькое приключение, в которое подключается все больше желающих. Затем дети становятся почти взрослыми, самостоятельными. Более четверти опрошенных ребят говорили, что начинали курить, чтобы показаться солиднее. Да и просто по привычке курят уже очень многие. С годами ребята даже начинают забывать причины, толкнувшие их на курение.
В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. Курящие товарищи считают некурящих ребят не вышедшими из-под опеки родителей, несостоявшимися, несостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень с курящими, достигается с помощью первой сигареты. Затем желание покурить, вдохнуть аромат сигареты и затянуться, приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.
Для того чтобы ребенок мог противостоять этому, необходим целый комплекс профилактических мер. Что в данном случае может сделать семья, дабы оградить своего ребенка от пагубной привычки?
Во-первых, необходимо научить своего ребенка достаточно четко формулировать свои аргументы “за” и “против” курения. Для этого нужно давать четкую информацию о вреде курения, проигрывать ролевые ситуации, помогающие отказаться от первого опыта табакокурения.
(Приглашаются желающие поучаствовать в игре “``Да`` и `` Нет`` не говорите…”).
Во-вторых, можно предложить несколько способов отказа от курения в реальных жизненных ситуациях.
(Раздать присутствующим подготовленный материал: “51 способ сказать `` Нет``, "Способы отказа от курения", "Факты вреда курения").
То, что мы сейчас с вами обсудили, касается профилактической работы с ребенком, еще не начавшим курить. А что же делать в том случае, когда родители либо догадываются, либо уверены в том, что ребенок стал курильщиком?
(Выслушиваются мнения всех участников заседания).
Выслушав ваши мнения по данному вопросу, можно утверждать, что часть родителей в случае обнаружения вредной привычки у своего ребенка, применяют к нему меры физического воздействия, проводят беседы, пытаются уговорить бросить эту пагубную привычку. Затем, сдавшись, принимают случившееся как данность: покупают сигареты ребенку сами, либо дают на это деньги, разрешают не прятаться при курении. Мотивировка, как правило, одна: пусть лучше курит нормальные сигареты, чем подбирает “бычки” на улице. Является ли это выходом из положения?
(Идет обсуждение, в котором принимает участие психолог, врач).
Уважаемые родители, чтобы убедить своего ребенка отказаться от курения, нужно не мириться с этим, а бороться. Вполне возможно, что начать придется кому-то с себя, самому попытаться бросить курить. Для этого мы хотим предложить небольшой тест “Бросить-то я могу…”, составленный профессором Горном. Во многих странах в центрах по борьбе с курением его используют врачи, которые должны разобраться, зачем люди курят. Ведь только поняв это, можно избрать подходящий способ, позволяющий отказаться от курения.
(Всем желающим раздается тест, остальным предлагается собраться в группы для того, чтобы подготовить антирекламу по курению, с применением слоганов, с использованием ролевых игр.)
III. Подведение итогов.
Проверив себя с помощью тестов, многие обнаружили, что бросить курить непросто, но можно. Писатель Марк Твен говорил: “Ничего трудного бросить курить. Я сам бросал раз двадцать…”. Чтобы нашим детям было проще пройти весь нелегкий путь избавления от вредной привычки, мы предлагаем воспользоваться нашими рекомендациями. (Раздать подготовленный материал).
Вполне возможно, что кто-то уже прошел путь борьбы с курением и сможет добавить что-то в наши предложения. (Заслушать предложения родителей, врача, психолога, курсантов, посмотреть подготовленную антирекламу от совместных детско-родительских групп, видеоролик со стихами курсантов о вреде курения).
Вот и подошло к концу наше заседание. Очень хотелось бы надеяться, что оно поможет вам активизировать борьбу против курения, чтобы ваши дети смогли найти силы и возможности не поддаваться искушению взять сигарету и затянуться, чтобы к нашим детям нельзя было применить высказывание Карла Линнея, который на заданный ему вопрос, куда бы он определил в своей системе человека, ответил:
  • Животное, без перьев и курящее.
Благодарю за внимание и вашу активность, до новых встреч.

Школа самоуважения.

Цель занятия:
1. Дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения.
2. Обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих.
3. Обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Обсуждение № 1- 10 мин
3. Ролевая игра – 10 мин
4. Обсуждение № 2 – 10 мин
5. Практическое занятие – 10 мин
6. Подведение итогов – 2 мин.
Необходимо подготовить: цветные мелки, плакат “Уважение к себе и к другим –это нормальное состояние здорового человека”, таблицу со стилями поведения, на доске нарисовать маленький круг.
I. Организационный момент.
Дорогие ребята! Тема нашего занятия – самоуважение. Самоуважение – важный фактор принятия решений и оценки действий. Если самоуважение человека достаточно высоко, он лучше контролирует себя, свое поведение, имеет ясное понимание, что важно для него и что – для людей, которые его окружают. Такой человек всегда отвечает за свои поступки и не зависит от чужого мнения и оценок.
II. Обсуждение № 1.
Ребята, вы уже обратили внимание, что на доске нарисован круг. Это центр цветка, но у него пока отсутствуют лепестки. Центр цветка символизирует вашу личность. Поэтому необходимо окружить его лепестками, которые будут символизировать элементы, из которых складывается уважение к себе. Вы в своей тетради нарисуйте круг и окружите его лепестками. Лепестки вы должны назвать, названия можно выписать внизу рисунка.
(Когда работа будет закончена, вся группа принимает участие в обсуждении тех элементов, из которых будет состоять цветок на доске. Нужно подсчитать, сколько раз был назван тот или иной элемент. Каждый ученик может придумать свой элемент, или подтвердить важность уже придуманного другими. Если элемент повторяется чаще, то лепесток с его названием необходимо увеличить или раскрасить. Цветок обязательно получится асимметричным. В этом случае необходимо пояснить учащимся, что самоуважение зависит от многих свойств личности, и не все они одинаково важны.)
Предполагаемый список элементов:
  • ощущение своей необходимости, ценности;
  • уникальность, особенность;
  • уверенность в себе;
  • умение настоять на своем;
  • хорошая успеваемость;
  • удовлетворенность своим внешним видом;
  • доверие окружающих;
  • умение заботиться о себе и др.
Учитель: посмотрите на наш цветок. Он словно модель, которая показывает, что наше уважение к себе во многом зависит от того, как складываются наши отношения с окружающими, получается ли наладить с ними доброжелательные отношения, дают ли окружающие люди нам возможность почувствовать нашу собственную ценность.
Но самое важное - это то, что лепестки нашего цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это “что-то”- вы сами, ваша личность. И чтобы быть желанным, любимым, нужно просто “быть”, и этого уже достаточно, чтобы себя уважать. Другим людям тоже вполне достаточно “быть”, чтобы рассчитывать на уважение. На самом деле уважают себя и других не за что-то. Глупо, например, отказывать человеку в праве быть уважаемым только потому, что он, например, плохо успевает в школе или опоздал на урок. Уважение к себе и к другим – это нормальное состояние здорового человека. Оно ничем не обусловлено. Все лепестки нашего цветка – это внешние формы его выражения. И это нужно понять.
Безусловно, люди сильно влияют друг на друга. Если они относятся друг к другу тепло, с уважением, то они помогают друг другу развивать в себе самоуважение. Но нередко бывает так, что к человеку люди относятся пренебрежительно, унижают, оскорбляют его. Человек, который попал в эту ситуацию, (это может случиться и по его вине, и вовсе без его вины), начинает терять уважение и к самому себе и к окружающим. Какие последствия будут в дальнейшем? Какой наилучший вывод вы видите из этой ситуации?
(Идет обсуждение, в ходе которого надо подвести учащихся к выводу, что следует проявлять уважение к окружающим даже в том случае, если они не идут на контакт, если ваши действия не вызывают у них понимания. Проявление уважения к окружающим в том случае, если они этого, на ваш взгляд, не заслуживают, позволит, прежде всего, восстановить уважение к себе, после чего отношения с окружающими улучшаются почти автоматически.)
Ребята, вам необходимо уяснить для себя одну важную истину: путь к самоуважению – это путь действий. Невозможно, лежа на диване, ничего не делая, развить у себя такое качество, как самоуважение. Можно целый день твердить: “Я самый хороший, я так себя уважаю”, но не получить результата. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать. Для этого я вам предлагаю каждому записать в своей тетради то действие, которое вы считаете нужным совершить в первую очередь для того, чтобы обрести самоуважение.
(Учителю необходимо поощрять учеников, независимо от своего отношения к записанному действию. Если ученик неправильно истолковал смысл действий, то надо предложить ученику еще поразмыслить.)
Ролевая игра.
Вызвать в центр круга 2 участника. Предварительно им дается инструкция, но таким образом, чтобы остальные члены группы не знали ее содержания. Один из Игроков должен держаться спокойно, уверенно, естественно и на все вопросы, выпады, отвечать так, как будто его это совсем не задевает. Второй Игрок ведет себя дерзко, вызывающе, агрессивно, показывая всем, что он сильный и никому не позволит обращаться с ним пренебрежительно.
Остальные игроки должны смоделировать ситуации, которые будут предложены ведущим. Ход игры: Игроки входят в круг. Окружающие начинают по очереди к ним обращаться, имитируя различные конфликтные ситуации на улице, в школьной столовой, в транспорте и т.д. В качестве потенциально конфликтной можно рассмотреть ситуацию игнорирования отторжения. В этом случае Игрок обращается к окружающим с какой-либо просьбой, а они его игнорируют. Используемые фразы должны быть эмоционально окрашены.
Цель ролевой игры заключается в том, чтобы показать разницу видимой и реальной защищенности игроков, а также преимущества и недостатки каждой из форм защиты. В этой игре, как и в жизни, на деле защищен не тот, который постоянно готов демонстрировать окружающим свою боеспособность, а тот, кто ведет себя сдержанно и адекватно предлагаемой ситуации. Очень важно, чтобы участники игры в ее процессе сами поняли эту цель. Но учитель может и помогать им. Например, подчеркнуть, что позиция второго Игрока характерна для людей, неуверенных в себе, чувствующих свою незащищенность. Сравнить ситуации в живой природе: как правило, очень крупные и сильные животные редко бывают агрессивными, только в случае если есть угроза их жизни.
I. Обсуждение № 2.
Учитель: какого человека мы называем способным к самоутверждению? Что он может делать такого, чего человек, не способный к самоутверждению, делать не может?
Учащиеся предлагают различные варианты ответов, формулируя при этом свои выводы, например: человек, способный к самоутверждению, может постоять за свои права, не ущемляя при этом права других, спокойно и убедительно высказывать свое мнение, говорить “нет”, не испытывая при этом чувства неловкости или ущербности и т.д.
Учитель: обычно люди ведут себя по отношению к окружающим по-разному.
(Учитель демонстрирует таблицу, в которой отображены три стиля поведения: пассивный стиль, самоутверждающий и агрессивный. Учащимся предлагается рассказать, в чем, по их мнению, проявляются стили поведения в повседневной жизни. Ответы отмечаются в таблице)
Пассивное:
  • человек не предпринимает никаких действий для утверждения своих прав;
  • он ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке;
  • уступает желаниям других, в ущерб себе;
  • молчит, когда его что-то беспокоит;
  • беспричинно извиняется
Самоутверждающее:
  • защищает свои права, не ущемляет при этом права других;
  • уважает себя и других;
  • умеет слушать и говорить;
  • умеет выражать положительные и отрицательные эмоции;
  • уверен в себе, но не давит на других, не унижает их
Агрессивное:
  • защищает свои права, не думая о других;
  • думает только о себе, не уважает других;
  • не умеет слушать, слышит только самого себя;
  • давит на других, унижает их;
  • добивается своих целей за счет други...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.04 | Просмотров: 348

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340