Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Что такое толерантность?
Автор(ы): Крылова Галина Геннадьевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
- Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
- Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод других.
Отличительные черты толерантной личности Толерантная личность | Интолерантная личность | - уважение мнения других
- доброжелательность
- желание что-либо делать вместе
- понимание и принятие
- чуткость, любознательность
- снисходительность
- доверие, гуманизм
| - непонимание
- игнорирование
- эгоизм
- нетерпимость
- выражение пренебрежения
- раздражительность
- равнодушие
- цинизм
- немотивированная агрессивность
| Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Приемы индивидуальной и групповой работы: "Обнаружение противоречий" - Осмысление противоречивости мира: нет силы без слабости, юга без севера, дня без ночи, тепла без холода, жизни без смерти....
- В человеке также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость.
Прием "Коррекция позиций" - В разных жизненных ситуациях могут быть востребованы как позитивные, так и негативные качества человека.
- Классный руководитель обращается к таблице антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применимы, например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
Прием “Акцент на лучшее” - Принимать себя и других людей безусловно, такими какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется.
- "Камушек в ботинке". У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой "камушек в ботинке", который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна);
- "Жемчужина в раковине". Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Прием "Ломка стереотипов" - Мир не на столько прост, чтобы делить его на белый и черный, а людей на хороших и плохих, он радужен и разноцветен, а человек таинственен и многогранен. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Прием "Волшебная рука" - Учащиеся обводят на листе свою руку, предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Прием "Позитивное мышление". - Анализ худ. произведения, сказки, притчи, проблемной ситуации и т.д.
- Умение находить позитивные стороны в проблемных ситуациях
Прием "Шаг навстречу". - Умение прислушаться к мнению другого человека, учиться принимать точку зрения оппонента.
Прием "Волшебная шляпа". - Любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции сторон.
Формы воспитательных мероприятий по воспитанию толерантности: - Игры с этнокультурной спецификой.
- Ролевые игры на толерантность межэтнического взаимодействия.
- Сюжетно– ролевые игры.
- Круглые столы.
- диалоговые формы (дискуссии, диспуты, дебаты).
- Тренинги.
Игра с этнокультурной спецификой. Рукопожатие или поклон. Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов. Время проведения: 20 минут. Этапы игры: 1. Участники здороваются с друг другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия: - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
2. Предложение группе образовать круг. Один из участников начинает "круг знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. 3. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д. Замечания: Эта игра подходит для знакомства участников в группах. Знакомство Структура модуля: - Знакомство участников тренинга-семинара.
- Информирование о целях, задачах тренинга-семинара.
- Сбор сомнений, опасений и ожиданий участников семинара.
- Выработка правил, принципов работы данной группы участников.
- Формирование команды на основе преодоления психологических барьеров в первые моменты общения.
Упражнение "Это мое имя". Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, участники поочередно называют свои имена и рассказывают о них. Участники усаживаются в круг. Инструкция: Предложите игроку сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он хотел бы называться в группе. Затем выступающий должен сообщит...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.05 | Просмотров: 274
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|