Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Что такое толерантность? - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Что такое толерантность?


Автор(ы): Крылова Галина Геннадьевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
  • Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
  • Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод других.
Отличительные черты толерантной личности
Толерантная личность Интолерантная личность
  • уважение мнения других
  • доброжелательность
  • желание что-либо делать вместе
  • понимание и принятие
  • чуткость, любознательность
  • снисходительность
  • доверие, гуманизм
  • непонимание
  • игнорирование
  • эгоизм
  • нетерпимость
  • выражение пренебрежения
  • раздражительность
  • равнодушие
  • цинизм
  • немотивированная агрессивность
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Приемы индивидуальной и групповой работы:
"Обнаружение противоречий"
  • Осмысление противоречивости мира: нет силы без слабости, юга без севера, дня без ночи, тепла без холода, жизни без смерти....
  • В человеке также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость.
Прием "Коррекция позиций"
  • В разных жизненных ситуациях могут быть востребованы как позитивные, так и негативные качества человека.
  • Классный руководитель обращается к таблице антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применимы, например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
Прием “Акцент на лучшее”
  • Принимать себя и других людей безусловно, такими какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется.
  • "Камушек в ботинке". У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой "камушек в ботинке", который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна);
  • "Жемчужина в раковине". Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Прием "Ломка стереотипов"
  • Мир не на столько прост, чтобы делить его на белый и черный, а людей на хороших и плохих, он радужен и разноцветен, а человек таинственен и многогранен. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Прием "Волшебная рука"
  • Учащиеся обводят на листе свою руку, предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Прием "Позитивное мышление".
  • Анализ худ. произведения, сказки, притчи, проблемной ситуации и т.д.
  • Умение находить позитивные стороны в проблемных ситуациях
Прием "Шаг навстречу".
  • Умение прислушаться к мнению другого человека, учиться принимать точку зрения оппонента.
Прием "Волшебная шляпа".
  • Любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции сторон.
Формы воспитательных мероприятий по воспитанию толерантности:
  • Игры с этнокультурной спецификой.
  • Ролевые игры на толерантность межэтнического взаимодействия.
  • Сюжетно– ролевые игры.
  • Круглые столы.
  • диалоговые формы (дискуссии, диспуты, дебаты).
  • Тренинги.
Игра с этнокультурной спецификой.
Рукопожатие или поклон.
Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.
Время проведения: 20 минут.
Этапы игры:
1. Участники здороваются с друг другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
2. Предложение группе образовать круг. Один из участников начинает "круг знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя.
3. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.
Замечания:
Эта игра подходит для знакомства участников в группах.
Знакомство
Структура модуля:
  • Знакомство участников тренинга-семинара.
  • Информирование о целях, задачах тренинга-семинара.
  • Сбор сомнений, опасений и ожиданий участников семинара.
  • Выработка правил, принципов работы данной группы участников.
  • Формирование команды на основе преодоления психологических барьеров в первые моменты общения.
Упражнение "Это мое имя".
Цель:
Знакомство участников тренинга друг с другом, участники поочередно называют свои имена и рассказывают о них.
Участники усаживаются в круг.
Инструкция: Предложите игроку сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он хотел бы называться в группе. Затем выступающий должен сообщит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.05 | Просмотров: 274

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340