Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение)
Автор(ы): Данилевская Екатерина Георгиевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Осмыслить и оценить ситуацию выбора в жизни героев повести и человека вообще.
- Учиться объективно оценивать ситуацию, которая определяет нравственность /безнравственность поступка героя (человека).
- Формировать собственную жизненную позицию на примере ситуации выбора героев произведения.
ХОД УРОКА – Пусть вас не смущает столь длинная формулировка темы. Нам важно определиться в её сути. Давайте попытаемся ответить на вопрос: – Кто и что является самой главной ценностью на земле? – Человек. – А самым большим злом? – Человек – Почему так происходит: - Человек – добро?
- Человек – зло?
– Так о чем мы будем говорить с вами на этом уроке? О добре, зле, причинах их порождающих, о правде жизни, о том, как постичь, узнать эту правду, как сделать правильный выбор. – Как вы считаете, выбор – это категория свободная или определяющаяся какими-то условиями? Почему? Докажите? – Теперь нам легче будет говорить о героях произведения, обозначенного на доске. Но тем не менее, еще один вопрос: – Что заставляет человека сделать выбор? – Случай. Ситуация. – Итак, теперь мы можем говорить о произведении и героях. Повесть прочитана. Наверняка она вызвала у вас бурю чувств. Но мне все-таки хотелось бы, чтобы вы сами определили рамки нашего разговора. – О ком бы вам хотелось поговорить: - о Тарасе;
- об Остапе;
- об Андрии;
- о матери;
- др. казаках (Мосий Шило)
– Я немного поруковожу. Давайте сначала будем говорить о тех героях, чей выбор и чья правда сложны Мать (рисунки, комментарий) | Правда – она любит детей – слушает мужа | Выбор – принимает то, что ей предлагают | – При этом, какие чувства она испытывает? – боль; – страдание; – тоску. – Но такова уж материнская доля – вырастить и отпустить из отчего дома Остап: Правда = Выбор – Какими жизненными принципами руководствуется этот молодой казак, во имя чего живет? – вера; – воля казацкая; – Родина; – бесстрашие; – героизм. – Как вам кажется, что было источником неиссякаемой силы Остапа? – вера; – пример отца; – любовь к Родине; – стремление к воле, свободе. – А если говорить о выборе? В чем состоял выбор Остапа? Какой выбор сделал он? – cвобода отчизны и зависимость от поляков; – между жизнью и смертью. – Стоит ли идти на смерть ради Родины? Почему? Трудно это или легко? Давайте еще раз прочитаем сцену гибели Остапа. Что поражает в поведении Остапа? – мощь духа; – сила воли; – неиссякаемая вера в правоту своего дела. – Поэтому, если говорить о правде жизни Остапа, то эта его жизнь – высшая правда, правда равная выбору. – А теперь поговорим о Тарасе. И снова ваши рисунки. Сцена смерти. – Каков он Тарас? Что это за человек? – Он силен, тверд, смел, но и хитер! – Все ли поступки Тараса понятны? – Какие нет? Почему? – Со всем ли, что делает Тарас легко согласиться? Почему? – Тарас живет легко, одной правдой – любовью к Родине. Остального не существует. Это верно или нет, в вашем понимании? А как же чувства отца к сыну? Где здесь истина? Но все же в храбрости, вере долгу Тарасу не откажешь. Зачитывается сцена смерти. – Выбор Тараса определяется той правдой, которую знает Тарас, вернее приз...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.05 | Просмотров: 418
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|