Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение)


Автор(ы): Данилевская Екатерина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:
  • Осмыслить и оценить ситуацию выбора в жизни героев повести и человека вообще.
  • Учиться объективно оценивать ситуацию, которая определяет нравственность /безнравственность поступка героя (человека).
  • Формировать собственную жизненную позицию на примере ситуации выбора героев произведения.
ХОД УРОКА
– Пусть вас не смущает столь длинная формулировка темы. Нам важно определиться в её сути. Давайте попытаемся ответить на вопрос:
– Кто и что является самой главной ценностью на земле? – Человек.
– А самым большим злом? – Человек
– Почему так происходит:
  • Человек – добро?
  • Человек – зло?
– Так о чем мы будем говорить с вами на этом уроке? О добре, зле, причинах их порождающих, о правде жизни, о том, как постичь, узнать эту правду, как сделать правильный выбор.
– Как вы считаете, выбор – это категория свободная или определяющаяся какими-то условиями? Почему? Докажите?
– Теперь нам легче будет говорить о героях произведения, обозначенного на доске. Но тем не менее, еще один вопрос:
– Что заставляет человека сделать выбор? – Случай. Ситуация.
– Итак, теперь мы можем говорить о произведении и героях. Повесть прочитана. Наверняка она вызвала у вас бурю чувств. Но мне все-таки хотелось бы, чтобы вы сами определили рамки нашего разговора.
– О ком бы вам хотелось поговорить:
  • о Тарасе;
  • об Остапе;
  • об Андрии;
  • о матери;
  • др. казаках (Мосий Шило)
– Я немного поруковожу. Давайте сначала будем говорить о тех героях, чей выбор и чья правда сложны
Мать
(рисунки, комментарий)
Правда
– она любит детей
– слушает мужа
Выбор
– принимает то, что ей предлагают
– При этом, какие чувства она испытывает?
– боль;
– страдание;
– тоску.
– Но такова уж материнская доля – вырастить и отпустить из отчего дома
Остап: Правда = Выбор
– Какими жизненными принципами руководствуется этот молодой казак, во имя чего живет?
– вера;
– воля казацкая;
– Родина;
– бесстрашие;
– героизм.
– Как вам кажется, что было источником неиссякаемой силы Остапа?
– вера;
– пример отца;
– любовь к Родине;
– стремление к воле, свободе.
– А если говорить о выборе? В чем состоял выбор Остапа? Какой выбор сделал он?
– cвобода отчизны и зависимость от поляков;
– между жизнью и смертью.
– Стоит ли идти на смерть ради Родины? Почему? Трудно это или легко? Давайте еще раз прочитаем сцену гибели Остапа. Что поражает в поведении Остапа?
– мощь духа;
– сила воли;
– неиссякаемая вера в правоту своего дела.
– Поэтому, если говорить о правде жизни Остапа, то эта его жизнь – высшая правда, правда равная выбору.
– А теперь поговорим о Тарасе. И снова ваши рисунки. Сцена смерти.
– Каков он Тарас? Что это за человек?
– Он силен, тверд, смел, но и хитер!
– Все ли поступки Тараса понятны?
– Какие нет? Почему?
– Со всем ли, что делает Тарас легко согласиться? Почему?
– Тарас живет легко, одной правдой – любовью к Родине. Остального не существует. Это верно или нет, в вашем понимании? А как же чувства отца к сыну? Где здесь истина? Но все же в храбрости, вере долгу Тарасу не откажешь.
Зачитывается сцена смерти.
– Выбор Тараса определяется той правдой, которую знает Тарас, вернее приз...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.05 | Просмотров: 108

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!