Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Как воспитать Созидателя - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Как воспитать Созидателя


Автор(ы): Амбросьева Надежда Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни, мечтает воспитать порядочного человека. Но порой родители не удовлетворены качеством воспитания в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Все больше детей по разным причинам не посещают детские сады. Растет число школьников, которые из-за серьезных проблем со здоровьем, находятся на домашнем обучении. В этих случаях еще больше возрастает ответственность родителей за воспитание детей. Но зачастую даже видя проявления у ребенка чрезмерной тревожности, повышенной агрессивности, страхов, замкнутости, плохой успеваемости, родители не спешат обращаться к специалистам. И причины здесь могут быть самые разнообразные: приобретенный ранее негативный опыт общения с некомпетентным психологом, боязнь « страшного диагноза», отсутствие поблизости психологической службы и другие.
К сожалению, среди нашего населения еще встречается множество людей, которые не разделяют понятия «психиатр» и «психолог»: для многих это одно и то же. На самом деле, психолог не ставит диагноз: это компетенция врача! Психолог сопровождает развитие ребенка, заботится о его душе, руководствуясь при этом главным правилом: «Не навреди!».
Не доверяя психологическим службам, родители часто бывают в замешательстве. Они задают себе вопросы: « Как правильно воспитывать своего ребенка? Как поговорить с ним о той или иной проблеме на доступном для него языке? Как сделать, чтобы разговор этот стал эффективным? Как быть, если ребенок агрессивен, тревожен, замкнут, чрезмерно обидчив?
Подобные вопросы мучили и меня как родителя и как педагога-психолога, работающего в школе. У школьного психолога очень широкий спектр функциональных обязанностей, от трехсот до пятисот подопечных детей. Начиная работать шесть лет назад, я пыталась объять необъятное. Первое время старалась провести как можно больше всевозможных психологических исследований. Было получено много интересных результатов. Некоторые из них использовались для подготовки педсоветов, в работе с учителями, родителями, детьми. Другие же оседали мертвым грузом в многочисленных папках. От того, что так много времени уходило на оформление бумаг, и обработку тестов, такая форма деятельности не приносила удовлетворения. Предположим, выявили мы агрессивных, тревожных, гиперактивных и прочих проблемных детей. А дальше что? Собирать детей, сортировать их в зависимости от проблемы и проводить всевозможные тренинги? Ведь именно так порой советуют делать методисты. Но при таком огромном количестве детей это не реально. Все эти тренинги зачастую не приносят желаемого результата или оказываются действенными лишь на короткое время, а затем проблема возвращается снова.
Иногда у меня возникали сомнения другого плана: а можно ли вообще снижать у ребенка уровень агрессивности, если это его психологическая защита. Уберем защиту, и что будет с душой ребенка? Я видела, как неловко чувствовали себя дети, которым были рекомендованы занятия с психологом. Ведь раз их выбрали, значит, что-то у них не в порядке. Так, из лучших побуждений стараясь помочь ребенку справиться с определенной проблемой, мы неосознанно можем « навешать» всевозможные комплексы.
Еще я всегда думала о большей части детей, которые остались не у дел. Они не мешают учителям, их проблемы не бросаются в глаза. Разве не нужно работать с этой категорией детей? Но как это все совместить?
Найти ответы, развеять сомнения помогла мне встреча с удивительным человеком - доктором психологии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Я изучила ее авторский курс «Теория и практика Сказкотерапии». Под терапией здесь понимается забота о душе. Мне открылся удивительный мир, многое стало понятным.
Так я поняла, что повышенная агрессивность, чрезмерная плаксивость, плохая успеваемость, страхи - это лишь симптомы, сигналы, говорящие о том, что с душой ребенка не все в порядке. Нельзя привязываться к этим симптомам. Это как с больным органом: Если заболела, например, печень, то врач лечит только ее. Но через какое-то время, скорее всего, болезнь возвращается, потому что не была устранена причина заболевания. Так и в психологии: необходимо работать не с конкретным симптомом, а с личностью в целом.
Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. И все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек - Созидатель, дисгармоничный - Разрушитель. И потому задача сказкотерапии - внутренняя победа Созидателя над Разрушителем.
Сказкотепапевт использует в своей работе сказки, мифы. Легенды. Это позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Психолог, работающий по методу сказкотерапии, как правило, сам сочиняет сказки для своих клиентов. Так и я начала создавать сказочные истории. В процессе этого, мне пришла идея о новой форме работы, позволяющей проводить занятия со всем классом одновременно. Это психологический час. Его можно планировать вместо классного часа или во время группы продленного дня. Эта форма работы:
  • способствует сплочению коллектива;
  • закладывает нравственные ориентиры;
  • позволяет работать на ценностном уровне;
  • стимулирует способность к размышлению;
  • развивает ребенка относительно себя самого;
  • проводит профилактику;
  • работает на перспективу;
  • позволяет работать с большим количеством людей одновременно;
  • помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить ее за одну встречу с психологом;
  • не требует длительной подготовки;
  • имеет доступную форму подачи информации;
  • дает возможность работать с разной возрастной категорией.
Из опыта работы, реально планировать психологические часы примерно 1-2 раза в четверть. Такую форму работы, как психологический час можно использовать родителям дома при воспитании своих детей. Многие родители делились своими успехами, рассказывая, как удачно они используют мои разработки из книги «Я и Змей Горыныч», даже на днях рождениях своих детей. И отмечали, что дети при этом остаются в восторге. Форма работы психологический час выручила меня и моих коллег при работе в международной организации Красный Крест по программе «Наводнения на северном Кавказе и Юге России». Такая форма работы позволила успешно работать в незнакомых коллективах и оказывать одноразовую помощь, а это было очень важно, так как возможности использовать длительную психотерапевтическую программу в одном и том же районе не было.
В настоящее время мной разработано двадцать психологических часов для детей разного возраста, написано двадцать пять психотерапевтических сказок для детей и взрослых. Сценарии двух развивающих занятий предлагаю вашему вниманию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС.
«ЗАЖГИ ЗВЕЗДУ!»
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.
Эффективен при работе над проблемой «Изгой в классе».
Психолог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом вернуться назад. А теперь когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.
Психолог читает сказку «Звездная страна», можно поставить кукольный спектакль по этой сказке.
«ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
(Изгой в коллективе, низкая самооценка, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений)
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же нужно для этого сделать?» - поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,» - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая…Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась…Смотри скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать?» - думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Психолог: Итак, вы прослушали удивительную историю. О чем она? (Выслушиваются ответы ребят.)
Да, история эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
А чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни? (Выслушиваются ответы ребят.)
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить ,что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела, что бывают в жизни такие ситуации когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учит терпимее относиться друг к другу и еще многому другому.
А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанизаем на одну общую нитку. (Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается.)
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в тоже время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории. Давайте поможем вашей однокласснице Насте Карелиной засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в ее душе.
На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Настя».
Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Насте, какие добрые дела она совершила.
Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».
В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села и учительница села. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло.
После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.
Психолог: Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Настя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо!
Пусть эта звездочка повесит несколько дней в классе, а потом можно отдать ребенку домой.
Этот классный час был проведен мной во 2-ом и 3-ем классах, дал хорошие результаты. А однажды я использовала его в 9-ом классе по просьбе классного руководителя, так как у ребят обострился конфликт с учителем географии. И звездочкой в этой ситуации был учитель. После окончания работы и я, и классный руководитель испытывали чувство разочарования, нам казалось, что мы «не достучались», что ребята ничего не поняли. Но совершенно неожиданно отношения класса с учителем географии наладились.
В такой ситуации полезно отдельно поработать с учителем, потерявшим контакт с классом. Тогда в роли звездочки будет весь классный коллектив, а зажечь звезду должен учитель.
Однажды, выступая в городе Апшеронске перед слушателями курсов повышения квалификации, я рассказывала о формах работы с детьми, показывала тут же, как можно интересно построить психологический час. В результате слушатели курсов зажгли звезду под названием « Мы». Каждый на лучике написал, что есть доброго и хорошего в его душе, за что он себя любит, ценит, уважает. Такой вариант тоже очень интересен, видно какие качества преобладают в коллективе, какие ценности выходят на первый план.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС
« КАК УКРОТИТЬ СТРАХ?»
Цель: профилактика страха, расширение представлений о чувствах, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: « волшебный туннель» ( несколько столов сдвинуты вместе и на них накинута ткань до самого пола), черный картон, ножницы, скотч, клубок толстых ниток.
Психолог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в увлекательное путешествие. Но, чтобы попасть в сказку необходимо пройти через волшебный туннель. Задание это непростое. Помогайте друг другу, поддерживайте товарищей добрым словом, хлопками в ладоши. Как вы будете помогать своим одноклассникам?
Вот мы и оказались в сказочной стране! Молодцы, ребята, вы хорошо помогали друг другу, проявили настоящую храбрость, когда проходили через тем...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.06 | Просмотров: 291

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340