Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Проект как средство формирования IT–компетентности учащихся
Автор(ы): Козина Оксана Викторовна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе. В то же время в обществе нарастает потребность в активных деятельных людях, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Учителя должны развивать познавательные, творческие способности учащихся, вырабатывать у них стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным и результативным. Информационные компетенции формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и многое другое. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Естественно, что достижение всех этих целей невозможно без сложившейся системы изучения информатики. Идущая семимильными шагами информатизация нашего общества приводит к необходимости умнеть владеть компьютером уже и учащихся младших классов. Поэтому начинать изучать информатику как один из обязательных школьных предметов (как это предусматривают стандарты образования) только с 7 класса несколько поздно. Реалии наших дней таковы, что компьютер как инструмент обработки информации и как средство обучения необходим в более раннем школьном возрасте, а, значит, основы грамотного владения им требуется преподать учащимся на более раннем этапе, начав, как минимум, с 5 класса. Изучение информатики можно разбить на три этапа: 5-6 класс: начальный этап (изучение базовых понятий и основ владения компьютером) 7-9 класс: базовое изучение информатики 10-11 класс: углубленное изучение информатики в соответствии с потребностями учащихся и профилем образования. В соответствии с действующими на сегодняшний день программами изучению информатики с 7 по 11 класс отводится всего 1 час в неделю. В рамках одного урока очень трудно углублять и совершенствовать навыки и приемы работы на компьютере. Многие интересные и полезные приемы работы остаются «за бортом». Поэтому большую роль должна сыграть самостоятельная творческая работа учащихся. В этом плане наиболее эффективной видится использование проектной деятельности учащихся как в урочной, так и внеурочной деятельности. Конечно, можно многое написать о проектах и проектной деятельности, но эти знания общедоступны, общеизвестны и не принесут читателям статьи ничего нового. Поэтому попытаюсь в общих чертах описать схему использования метода проектов в нашей школе. Приложение В условиях обычной школы далеко не каждый учащийся может осилить создание своего собственного большого и яркого проекта, а вот небольшие проекты, созданные в рамках одного или нескольких уроков ему могут оказаться по плечу. На уроках учащихся в 5 классах предлагается изучение графического редактора. Чтобы дети со слабыми художественными способностями не чувствовали себя неуютно, на уроках предлагаются сначала задания типа «сделай как я», по мере дальнейшего изучения «создай подобное», и как заключение – «придумай сам». В конце изучения темы – творческая работа, где необходимо отобразить основные моменты, рассмотренные на уроках. Кроме того достаточно интересным и увлекательным делом является создание собственных анимационных фильмов, где каждый ученик выступит в роли режиссера, сценариста, звукооператора. В 6 классах основной упор делается на умение компоновать текстовую информацию, грамотное и качественное ее форматирование. Итог – оформление текста различной сложности с графическим вставками. Кроме того большое внимание уделяется развитию логических способностей, умению составлять и реализовывать алгоритмы. Учащиеся 7 классов изучают технологии обработки цифрового фото и изучение среды MS PowerPoint. Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций. Итоговым проектом изучения среды MS PowerPoint является обучающая программа, раскрывающая одну из технологий работы в графическом редакторе. Таким образом, в среднем звене проект – это, в основном, зачетная работа по изученной теме. Причем, проекты выполняются всеми учащимися. В 8 классе в рамках урочной деятельности средствами текстового редактора создаются творческие минипроекты (буклеты, календари, брошюры, сборники кроссвордов, шпаргалок по математике и физике и многое другое). При изучении программирования в 9 классе есть возможность создавать тестирующие программы по предметам школьного курса, создавать простые анимационные файлы, решать задачи из школьного курса алгебры, физики. В рамках гуманитарного профиля для углубленного изучения был выбран курс компьютерной графики и дизайна, основные разделы которого связаны с изучением Photoshop, CorelDrow, Flash, HTML. Каждый урок – творческая работа учащегося. В конце изучения соответствующего раздела учащийся представляет свой проект. Проекты,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.09 | Просмотров: 243
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|