Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация совместной познавательной деятельности родителей и учащихся - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Организация совместной познавательной деятельности родителей и учащихся


Автор(ы): Цоколова Евгения Александровна, педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Общеобразовательное учреждение (школа, гимназия, лицей) было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников.
Одним из направлений организации работы с семьей является создание системы массовых мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; сотрудничество с семьями, направленное на повышение их авторитета. Реализовать данное направление позволяет и одно из мероприятий по сплочению детей и их родных на основе совместной деятельности в форме познавательной игры “Уральский сказочник”
Задачей представленного ниже мероприятия является воспитание активной личности юного тагильчанина через пропаганду историко-культурного наследия и приобщение к культурным традициям родного края.
Совместная познавательная игра обогащает личный опыт ребенка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет сплотить детей, детей и их родных на основе совместной деятельности.
Результатами совместной деятельности детей, их родителей, педагогов является формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, сплочение нескольких поколений; формирование у ребенка уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей; формирование чувства собственной значимости и гордости за своих родных. Таким образом, организация внеклассной работы с привлечением родных и близких учащихся дает возможность для формирования позитивного восприятия ребенком себя.
Взаимодействуя с родными, выполняя различные задания, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия, ценности, формируется отношение ребенка к самому себе и его самооценка. Поэтому участие родных, значимых взрослых особенно важно для усвоения младшими школьниками необходимого для жизни социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что способствует развитию личностных качеств ребенка, формированию позитивного отношения к окружающему миру.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Ниже представлены два этапа коллективного творческого дела, позволяющие увлечь общим делом и родителей и учащихся. Тема данного мероприятия соответствует теме года – юбилей уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
УРАЛЬСКИЙ СКАЗОЧНИК
Форма:
познавательная игра.
Правила игры: нужно внимательно послушать вопрос и выбрать правильный вариант ответа из предложенных.
За правильный ответ игроки получают баллы, так же оценивается баллами дополнение, дополнительная информация других игроков к ответу на заданный вопрос.
Таким образом, игроки могут зарабатывать баллы, отвечая на вопросы и, показывая свою начитанность, эрудированность, что также приносит дополнительные баллы. В конце игры мы выявим победителя.
Есть вопросы, которые адресуются детям, есть, которые адресуются только родителям, есть вопросы, требующие совместного участия каждого члена команды.
Набор ролей:
Чтец, Ведущий, Дед Слышко, Ребята, Степан, Хозяйка горы Медной, Отец Федюньки, Федюнька, Огневушка-Поскакушка, Старатель, Даренка, Кокованя.
Возраст игроков: 8 –12 лет и родители.
Количество участников не ограничено. Игроки сопровождаются набором карточек с вопросами.
Круг чтения для участников игры:
“Серебряное копытце”, “Каменный цветок”, “Синюшкин колодец”, “Про Великого Полоза”, “Золотой волос”, “Малахитовая шкатулка”, “Хозяйка горы Медной”, “Огневушка-Поскакушка”, “Таюткино зеркальце” + участие в заочной викторине (см. ниже).
Чтец:
Урал – опорный край державы,
Седой, могучий властелин.
Опора он России славной,
Овеян сказами былин.
Демидов строил здесь заводы,
Бажов сказами вдохновил,
И первым русским паровозом
Прославил город наш Тагил.
Люблю уральскую природу,
Просторы вековой тайги,
И подниматься в Лисью гору
Под шелест волн Тагил-реки.
Сергей Сакин.
Ведущий: Наш край, где мы живем, сказочно богат. Урал – это край прекрасной и неповторимой природы. А сколько у нас замечательных мастеров и умельцев, о которых написано много интересных книг! Есть даже такие умельцы, которые и сами написали книги о своей родине. Сможете ли вы назвать фамилию уральского писателя, который написал книгу “Уральские сказы”?
Сегодня мы с вами играем в игру, посвященную жизни и творчеству Павла Петровича Бажова.
Наши уважаемые семейные команды, настало время игры и мы познакомим вас с правилами игры (см. выше).
Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…
Ведущий: Внимание, задается первый вопрос нашей семейной игры. Сегодня мы узнаем как дружно живут наши семьи, как они вместе умеют делать дело, как они сплоченно будут бороться за победу. Итак…
1) Жил в Сысертском поселке при заводе Петр Васильевич Бажов с женой Августой Степановной. 28 января 1879 года у них родился сын, который потом стал писателем. Как назвали мальчика?
– Петр Васильевич
-Павел Петрович
-Павел Иванович

Ответ: отца будущего писателя звали Петром. Единственного сына назвали Павлом. Павел Петрович Бажов.
2) Осенью 1889 года десятилетнего мальчика увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил старый дед:
  • Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!
Назовите учебное заведение, в котором учился юный Бажов.
– художественное училище
- духовное училище
- ремесленное училище

Ответ: Павел Петрович Бажов учился в духовном училище
Тяжело жилось работным людям в ту далекую пору. Но семья Бажовых была дружная, хотя жить приходилось и в нужду, и в тяжелой работе, и в заботах… Отец и мать горячо любили единственного сына: “мальчик рос смышленым – ну как такого не выучить”. Но и учить было нелегко.
3) Весной 1893 года Бажов отлично заканчивает в Екатеринбурге духовное училище, и его отправляют учиться в Пермскую духовную семинарию. Кем работал после окончания семинарии Павел Петрович?
- попом
- инженером
- учителем

Ответ: Пашу отправили в духовное училище, затем, в духовную семинарию, затем Павел Петрович работал учителем 18 лет.
4) Только полвека спустя П. Бажов выпустил книгу “Малахитовая шкатулка”.
Как вы думаете, почему известную книгу уральских сказов П.П. Бажов назвал “Малахитовая шкатулка”?
Прослушайте стихотворение Елены Хоринской и назовите названия сказов, которые вы услышите.
Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник
Мудрый сказочник седой…
След копытца серебрится,
Вьется змейкою в ночи,
Огнивушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над Цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
Известная уральская писательница Елена Хоринская лично знала Бажова и много раз встречалась с ним. Она посвятила ему и его творчеству несколько стихотворений. В данном стихотворении “скрываются” следующие сказы: “Серебряное копытце”, “Огневушка-Поскакушка”, “Каменнный цветок”, а так же сказы, в которых встречаются ящерки.
Ведущий:
Все эти и другие сказы Бажов услышал, когда был маленьким. И я их в свою очередь услышал от моей учительницы. А Павлу Петровичу ему рассказал дед Слышко о том, что видел сам, а повидал он очень много. А вы, хотели бы с ним, встретится? Ну, тогда отправимся к ним в гости. Гостинцев ему отнесем, может и он нам какую сказку расскажет.
Дед: Сколько гостей-то пожаловало! Здравствуйте, дорогие гости!
Ведущий: Вот пришли к тебе заглянуть, гостинцев принесли.
Дед: Ой, спасибо, уважили старика, а я слыш-ко, тоже сейчас угощу вас. Вот и чаек закипит, да еще, кой-что найдется, позавтракайте со мной!
Ребята: Спасибо, тебе, дедушка, за угощение. А не расскажешь ли ты нам что-нибудь… Сказку какую.
Дед: Сказку, говоришь? Сказка – это, друг, про вымышленное. Сказы про житье-бытье, такие тебе слушать рано. Сказка это про курочку-рябушку, да золотое яичко, про лису с петухом и протча. Сказки маленьким сказывают. Ты, поди, опоздал сказки слушать, да и не умею я. Коль знал, и то не помню. Про старинное житье – это помню. Нагляделся. Наслушался. Только это не сказки, а сказы, да побывальщины называются. Сказы-то, слыш-ко, и говорить не всякому можно, с опаской надо. А ты говоришь – сказывай!
Ведущий: Назовите героев, сидящих на этой поляне, (герои сказов в костюмах, дед Слышко). Как это место называется? (На Думной горе дед рассказывал сказы). Какое настоящее имя было у деда Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин).
Хозяйка горы Медной останавливается и замирает. Входит Степан, оглядывается. Хозяйка хлопает в ладоши – выбегают ящерки.
Степан:
Вот беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила!
Ведущий: Хозяйка Горы Медной оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
Хозяйка Горы Медной: Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Степан: Некогда, мне разговаривать.
Хозяйка Горы Медной: Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.
Хозяйка Горы Медной хлопает в ладоши. Звучит музыка, которая усиливается.
Хозяйка Горы Медной
: Не расступи мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленькие. Раздавишь мою слугу – беда будет..
Ведущий: Назовите из какого сказа П.П. Бажова вышли эти герои? (“Хозяйка горы Медной”)
Ящерки проводят подвижную игру со зрителями.
Хозяйка горы Медной
: Здравствуйте, гости дорогие! Вот я сейчас и сама узнаю, кто из вас понятливее, да смышленее. Кто про меня сказы читал, написанные Павлом Петровичем Бажовым. (Дети показывают сценки – отрывки из сказов. Зрители называют героев и название произведения).
Отец: Ложился бы ты, Федюнька, спать.
Федюнька: Погоди, тятенька! Я маленечко еще посижу. Уголечки вон как мерцают…
(Танец Огневушки-Поскакушки. “Поглядела девчонка глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать”.)
(Резкий свист, уханье, хохот филина.)

Старатель
: Вон до чего на огонь загляделся! В глазах зарябило… Неведомо что померешится…
Федюнька: Тять, это кто?
Отец: Филин. Кому больше-то? Неуж не слыхал, как он ухает?
Федюнька: Да не про филина я! Его-то, поди-ка, знаю и ни капельки не боюсь. Ты мне про девчонку расскажи, про ту, что на углях плясала…
Ведущий: Конечно же, вы догадались, что махонькая девчонка, вынырнувшая из самой серединки костра,- вроде кукленки, а живая- это… Огневушка-Поскакушка.
Огневушка-Поскакушка танцует и загадывает загадки:
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость пуста-
Демидовскую Медницу, Гумешки –
Прославил этот камень не спроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)
Камень малахит покорил многих, а свое название он получил из-за сходства с цветом листьев мальвы.
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал? (алмаз)
5) Старики говорили, что есть такой знак – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. На что указывала Огневушка?
– золото
– песок
– малахит
Ответ: золото
Старатель: Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка окажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено… Только забыл, в котором месте ту редьку искать. То ли где Поскакушка вынырнет, то ли где в землю уйдет.
Ведущий: Сказ “Огневушка-Поскакушка” написан Бажовым специально для детей. В нем изображается открытие золота. А Поскакушинский прииск был на самом деле. Назван он так потому, что через болота скакать надо, - там “наскачешься” с одного места на другое место – одно кончится, начинай снова другое.
6) В сказах Бажова очень часто говорится о людях, ищущих подземные богатства, сокровища. По преданию, хранительницей золота считалась большая змея. Как ее называли?
– кобра
– полоз
– гадюка

Ответ: Хранителем сокровищ считался на Урале Полоз. (См. “Великий Полоз”).
Хозяйка горы Медной: Вы все читали сказы, они написаны особым языком, много трудных слов вам встретилось в текстах. Что означают эти слова?
Беспелюха нехочуха, глухой, неряха.
Жидкое место
болото, слабый человек, трясина
Обломать расстроить, испортить дерево, победить-скрутить
Зарукавье
манжет, часть реки, браслет
Батажок
сумка, сапог, посох

7) Все знают сказ о волшебном животном, которое ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки о пяти веточках, а на правой перед...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.11 | Просмотров: 326

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340