Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

О создании образовательно-развивающей среды в социуме столичного мегаполиса


Автор(ы): Реброва Татьяна Анатольевна, учитель химии; Агишева Светлана Равильевна, учитель химии; Луканина Ирина Геннадиевна, учитель географии и экологии; Зайцева Елена Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель физики

С сентября 2003 года ГОУ СОШ Школа здоровья №630 вошла в состав ГЭП Экологическое образование в интересах устойчивого развития. В рамках работы в ГЭП реализуется экологическое образование и воспитание.
Одной из задач ГЭП является создание у школьников социально-ориентированных навыков через систему научно-практической деятельности. Ведущим из направлений экспериментальной работы является организация предметно-ролевых игр, которая способствует решению задачи по воспитанию экологической культуры школьника.
Какою бы ни была окружающая детей жизнь, воспитатель обязан учить их лучшей жизни - в обоих смыслах этого слова, объединяющего сравнительную и превосходную степени. Примем в качестве рабочего определения, что воспитывать - это значит учить детей лучшей жизни. Но даже дрова не научишься пилить, пока не возьмешь в руки пилу.
Воспитатель, должен привести ребят к лучшей жизни. Этот процесс долгий, трудный и порой безрезультатный. Но, оказывается, можно создать вкрапления лучшей жизни в обычную, а затем расширять их до тех пор, пока обычная жизнь не подтянется до уровня идеальной.
Как развивается человек? В испытаниях, которые устраивает жизнь и к которым он сам безотчетно стремится. Не случайно дети постоянно испытывают себя в играх, а порой - в опасных шалостях. Испытание - существеннейшая потребность растущего человека. Потому что оно требует мобилизации всех наличных сил и еще некоторого сверхнапряжения в зоне ближайших возможностей (Л. С. Выготский).
Поскольку игра - дело коллективное, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.
Учитывая, что учащиеся нашей школы, часть из которых спортсмены - пловцы (представители индивидуального вида спорта) с одной стороны, а с другой стороны дети мигрантов из разных этнических групп в разных поколениях, перед коллективом стояла непростая задача создания обучающеразвивающей среды, которая помогла бы школьникам адаптироваться в социуме мегаполиса и реализоваться как личность.
История создания игр.
Учащиеся школы по приглашению ДДТМ Донской принимали участие в туристической игре Геокешинг с применением спутниковых навигационных систем, состоящей в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры. Команда школы стала победителем на некоторых этапах этой игры.
Успех учащихся подвигнул их в союзе с педагогами применить поисковую стратегию данной игры в школе для учащихся более младшего возраста. Так родилась школьная игра Неизвестная зона. Наша игра не является точной копией Геокешинга. Мы использовали только идею поиска объектов в реальном времени в природной среде.
Нами представляется разработка игр, прошедших апробацию в ГОУ СОШ Школа здоровья №630 в период 2005 -2008 годов.
Результаты апробации, проводившейся в ГОУ СОШ Школа здоровья №630 в течение последних четырех лет, привели к созданию варианта игры Неизвестная зона, описание которой представляется ниже.
Краткое описание рабочих элементов игры 2005 год.
Участники:
команды ребят по 8 человек из параллели 7-х классов.
Игра проходит в несколько этапов.
Первый этап: на территории школьного сада.
Каждая команда получает план школьного сада с азимутами положения спрятанных капсул, в которых содержаться задания. Объяснение условий заданий и выставление баллов проводит куратор (ученик 8-9 классов).
Перед выполнением каждого задания куратор проводит личностную идентификацию участников (настрой на работу; основы методики Д. Медоуза от соперничества к сотрудничеству).
Задание на первой точке - Зоркий глаз.
Суть задания:
проверка глазомера - измерение расстояния, высоты, объема, угла.
Затем эти результаты кураторы проверяли измерительными приборами. Наибольшая сходимость - приоритетный балл.
Задание на второй точке - Тактильные ощущения.
Суть задания:
определить на ощупь температуру воды в трех пластиковых бутылках, находившихся в различных температурных условиях (первая - горячая вода из термоса, вторая - вода из под крана, третья - вода со снегом).
Затем кураторы проверяют точность определения термометром. Наибольшая сходимость - приоритетный балл.
Задание на третьей точке - Золотой ключ.
Суть задания: расшифровать криптограмму и провести этимологический анализ скрытого в ней экологического понятия.
Второй этап: в здании школы, все участники игры собираются в одной аудитории.
Задание первое:
определение по запаху различных веществ - по пробникам определить неизвестные вещества
Задание второе Самый умный: ответ одного участника команды на 15 вопросов естественнонаучного содержания в реальном времени. Количество правильных ответов соответствовало количеству полученных баллов.
Задание третье для классных руководителей: на глаз отмерить 5г хлорида натрия, а затем проверить себя при помощи аналитических весов.
Третий этап: подведение итогов игры.
Четвертый этап: сладкий стол для всех участников.
Минусом игры
2005 года является отсутствие четкого разделения территории поиска на сектора (дети могли находить чужие тайники);
Ход игры 2008 года.
Участники:
команды по 8 человек из параллели 8-х классов.
Игра проходит в несколько этапов.
Первый этап: на территории школьного сада.
Организатор игры проводит инструктаж по правилам игры, приветствует команды, представляет кураторов (учеников 9-10 классов), причем к команде спортивного класса поставлен куратор из спортивного класса.
Каждая команда получает план школьного сада с азимутами положения спрятанных капсул, в которых содержаться этапы маршрутного листа.
Вся территория школьного участка разделена на три сектора. Ампулы с заданиями цветные, у каждого сектора свой цвет.
Организатор отмечает, что погодные условия корректируют реальные координаты нахождения ампул (игра проходит в реальное время, в реальных условиях).
В случае, если команда не нашла ампулу, куратор помогает ей вернуться к исходной позиции игры и пройти по азимуту заново под его руководством. Самостоятельное выполнение задания - приоритетный балл.
К концу этого этапа каждая команда имеет маршрутный лист.
Второй этап: в здании школы, все команды в сопровождении кураторов перемещаются в соответствии со своим маршрутным листом по станциям (работа на одной станции не более 10 минут).
Первая станция Вода известная и неизвестная.
На этой станции участникам игры предлагается принять участие в занимательной беседе, стать наблюдателями химических превращений и увидеть эти явления в живой природе в документальном фильме Вода.
В ходе эвристической беседы руководитель станции, используя бытовые примеры, подводит учащихся к осознанию способности воды, как уникального растворителя. Беседа сопровождается демонстрационными опытами.
Далее учащимся предлагается просмотреть 2-х минутный ролик из документального фильма Вода и запомнить его сюжет для дальнейшего воспроизведения в следующем конкурсе.
На данной станции дети - наблюдатели, аналитики (устанавливают причинно-следственные связи), в беседе идет активизация базовых знаний и привлечение их к анализу игровой ситуации.
Вторая станция Следствие ведут физики.
Руководитель станции предлагает учащимся текст, в котором необходимо найти физические ошибки и обосновать свою точку зрения. За каждую правильно обнаруженную ошибку команда зарабатывает балл, а объяснение своей точки зрения с использованием физических закономерностей приносит дополнительный балл.
Третья станция Сохрани дерево.
Руководитель станции предлагает учащимся просмотреть мультфильм, который помогает осознать необходимость использования вторичного целлюлозосодержащего сырья для изготовления бумаги в целях сохранении лесного фонда. Затем учащиеся, используя описание технологического процесса изготовления картона, делают заготовку картона своими руками. Руководитель демонстрирует готовый продукт этого процесса в виде картонных ячеек для яиц.
Дети ярко реагируют на процессы преобразования бумаги.
Третий этап: все три команды собираются в одной аудитории, где получают серию общих заданий.
Задание первое Путешествие по таблице Менделеева.

Команды получают конверты с таблицей Менделеева и одинаковым набором карточек. Каждая карточка содержит текстовую информацию просветительского характера, в контексте которой указано название химического элемента. Элемент необходимо узнать и указать в таблице. Ограниченное время (2 минуты) и большое число карточек (17) создавали жесткие условия для выполнения задания. Успешно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.12 | Просмотров: 27

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!