Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Гражданственность творчества Высоцкого - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок Гражданственность творчества Высоцкого


Автор(ы): Кубышкина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.
Цель развивающая: развивать у учащихся навыки выразительного чтения.
Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире.
Оборудование: выставка книг, песни В.Высоцкого, фотографии.
Словарь.
Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

Ход урока:

1. Сообщается тема и цели урока.

Владимир Семёнович Высоцкий
25 января 1938 – 25 июня 1980

2.На доске записан эпиграф:

Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран.
Современники о Высоцком
(к 50-летию со дня рождения)
Сформулирован проблемный вопрос: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?

3. Песня “ Я не люблю”.

Сегодняшний урок – урок-портрет Владимира Семёновича Высоцкого – поэта, певца, киноактёра, драматического актёра. При жизни его не очень-то баловали вниманием.
И тем не менее именно при жизни он познал безбрежную славу. В Болгарии, где он выступал, крестьяне в знак благодарности подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то им Высоцкий всего 4 песни – но как спел! Люди эти трудовые сразу же поняли, что перед ними такой же трудяга.
В чём же секрет его популярности? Отчасти он сам ответил на этот вопрос в одном маленьком экспромте:
Вы втихаря хихикали,
А я давно вовсю.
Секрет его популярности прежде всего в яркой гражданственности творчества. Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, она сказывается во всём, что он делает и пишет. Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе: дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение. А если и делается так, то это не творчество, а подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует, что гражданственность – это проникновение в самую суть времени, а не количество откликов на те или иные события. Поверхностный отклик уходит вместе с листком календаря или газеты. Настоящее гражданское стихотворение – это не отклик, а поступок. Иногда связанный с разными неприятностями. Высоцкий был широко известен, даже знаменит, как спорщик, который жил наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так.
Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо? Ответим его стихами.
Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу…
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор…
Досадно мне, коль слово “честь” забыто
И коль в чести наветы за глаза…
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надёжно прикрыта спина.
Я не люблю насилья и бессилья…
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют…
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем.
Бить человека по лицу
Я с детства не могу.
Но люди справедливости хотят.
Потому что добро остаётся добром –
В прошлом, в будущем и настоящем!
Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты ( а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что - не то это всё, не тот и не та!
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но – нет, никто не гибнет зря!
Так лучше – чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
“К песням В.Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Лучшие песни В. Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо”. (Роберт Рождественский).

“Песня о друге”

В творчестве Высоцкого отразилась биография нашего времени, он затронул очень важные и больные моменты нашей истории. Россия в 20 веке опоясана войнами. Начавшиеся с 1904 года, не прекращаются по сю пору. Японская, мировая, гражданская, Финская, Отечественная, Афганистан, Чечня… Это самые огненные всплески. А между – государственный террор советского и постсоветского образца. Поэтому военные песни Высоцкого вовсе не отсылают нас в историческое прошлое, они о сегодняшнем дне – не менее трагическом и беспощадном. Русская трагедия, озвученная голосом Высоцкого, вернее предстаёт на фоне дымов и пожаров, на фоне памятных событий. Война у Высоцкого – подлинная, героическая. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой “все судьбы с путями скрестились”:

Стихотворение “Высота”

Как будто это он сам, тяжело раненный, лежит в госпитале.

“Песня о госпитале”

Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой из окопа и, понимая, что “на этот раз” ему “не вернуться”, передаёт эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину.

Песня “А сыновья уходят в бой…”

Как будто это он сам, молодой солдат, ещё не успевший испытать многих радостей жизни и уже обречённый на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал своё самое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой.

“Песня о звёздах”

Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошёл всю войну.

Песня “Он не вернулся из боя”

Песня “Братские могилы”

В.Высоцкий сумел с потрясающей достоверностью слить в своей поэтической судьбе десятки персональных судеб. И одной из первых таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжёлый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: “По-моему, главное в нём то, что рос он, окружённый людьми простыми и честными, прошедшими через войну, - настоящими людьми”.
Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично российской короткой, но яркой жизнью очеловечил “ностальгию” многих поколений “по настоящему”, живя “по грудь во вранье”, сам он “не умел лгать”, “воплощал постоянное желание людей видеть рядом с собой правду”, каждый раз выходил к микрофону, как “к амбразуре”, шёл прямой, честной, бескомпромиссной дорогой, как канатоходец “без страховки”, бесстрашно “выходил из повиновения” бюрократов, прорывался “за красные флажки” и на фоне ложных лозунгов стучался в людские сердца, чтобы “не забыли” и “не потеряли” в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: всё-таки “добро остаётся добром – в прошлом, будущем и настоящем!”
Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле, священной, как мать.

“Песня о земле”

Из воспоминаний родных и близких.
Иза Константиновна Высоцкая.
“Мне кажется, что он всегда точно знал, что он хочет и очень целеустремлённо к этому шёл. Теперь в этом громадный дефицит. И надёжность. Хотя, конечно, были и человеческие слабости, но тем не менее надёжность.”
Марина Влади.
Из книги “Владимир, или Прерванный полёт”: “Среди множества писем, которые приходили к тебе, ты ревниво хранишь те, в которых мужчины и женщины пишут, что твои песни помогли им преодолеть какой-либо драматический момент в жизни. Я читала их. Тебе писали подводники, которым приходилось проводить много недель в морской глубине, затерянные в пурге альпинисты, сбившиеся с пути в степи шофёры, космонавты, испытывающие в звёздной пустоте благотворное воздействие твоих юмористических песен, молодые правонарушители, женщины, умеющие смеяться, несмотря на полную забот жизнь. Старики благодарили тебя за то, что ты смог так прекрасно понять и воспеть их души. Подающие надежды молодые артисты готовы взять с тебя пример и клянутся работать изо всех сил, чтобы сравняться или даже превзойти своего кумира. Пишут также солдаты после службы – их искренность и растерянность вызывают у тебя слёзы. Об этих письмах ты говорил, что они лучшие твои адвокаты на суде, который бесконечно устраивают тебе бюрократы”.
“В книге “Владимир, или Прерванный полёт” всё правда. Я написала только о том, что видела или слышала сама. Или о том, что мне рассказывал Володя. В книге нет ни одного эпизода, не связанного с нашей жизнью. Я очень хочу, чтобы люди в Советском Союзе знали: всё, что я пишу,- это правда”.
“Он играл Гамлета” (Высоцкий – драматический актёр).
В 1960 г., окончив школу-студию МХАТа, В.Высоцкий стал актёром театра и кино. Работает в московском театре им. Пушкина и в московском Театре миниатюр.
В 1964 г., ещё никому не известный, пришёл наниматься на работу в Театр драмы и комедии на Таганке, и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут слушал его больше часа. У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же принял его в театр. И до последних дней жизни Высоцкий работает в ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.13 | Просмотров: 285

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340