Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Автор(ы): Ишмухаметова Альбина Мунировна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208). В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности). Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках биологии. Задачи: Обучения: обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей; продолжить формирование общеучебных умений и навыков. Развития: - развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать эмоции учащихся (создавая при этом эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие демонстрации);
- развивать инициативу, уверенность в своих силах;
- развивать умения применять знания на практике.
Воспитания: - воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;
- воспитание экологического мышления.
Принципы: учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся; наглядности; выбора оптимальных методов, форм и средств обучения; комплексный подход к обучению и воспитанию; научность обучения и его доступности; интеграции предметов естественнонаучного цикла; систематичности обучения и его связь с практикой; коллективного взаимодействия; сознательности, активности, творчества; создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся. Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности: - создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося.
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- проведение бинарных уроков;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала
Трудоемкость осуществления опыта: Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий; Подготовка учащихся к участию в реализации замысла. Кредо учителя: Создать из повседневного удивительное. О сложном говорить увлекательно, эмоционально. Учить всему кратко, приятно, основательно. Учебный урок - это трудовой процесс, и как любой трудовой процесс он требует работоспособности. Как известно уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы. Рисунок1. Изменение уровня работоспособности на различных этапах выполнения работы: 1 - врабатывание; 2 -оптимальная работоспособность, 3 - утомление. Этап врабатывания имеет большое значение для хода всего урока, т.е. необходимо активизировать мыслительную деятельность с первых минут урока, настроить учащихся на позитив. На данном этапе применима такая форма работы, как "снежный ком" (логическая цепочка). Она напоминает известную игру в города: назвать слова по теме, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, 10 класс тема "Эволюционное учение": вид - Дарвин - наследственность - и т.д. Другой формой активизации на данном этапе урока может быть "кроссворд на слово": решить кроссворд, в выделенном столбце получается слово, связанное с темой нового урока. Например, 8 класс - введение в тему "Тип Хордовые": задание связано с предыдущей темой "Тип Членистоногие". Рисунок2. Кроссворд. - Кто над нами вверх ногами (муха).
- Знак гороскопа из класса паукообразных (скорпион).
- Десятиногое членистоногое (рак).
- Ракообразное - часть планктона (дафния).
- Кладка яиц тутового шелкопряда. (грена).
Следующий этап урока - этап оптимальной работоспособности. Данный этап обычно предполагает проверку домашнего задания, изучение нового материала. При изучении новой темы практикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные. Групповая работа имеет ряд преимуществ: - побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;
- облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;
- позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы;
- способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.
Групповое обучение осуществляется в несколько этапов: 1 этап - вводный. Исходя из учебных целей, дается стартовая информация и обозначается круг проблем, предлагаемых к обсуждению. Работа осуществляется в большой группе. 2 этап - обучающий. Работа над конкретными проблемами по определенному алгоритму в рамках временного регламента. Работа выполняется в малых группах. 3 этап - заключительный. Презентация результатов работы малых групп. Итоговое обсуждение и обобщение работы происходит в полном составе большой группы. Рассмотрим пример урока с групповой формой работы учащихся. 9 класс тема "Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения". Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему говорят "береги как зеницу ока"? Учащиеся высказывают гипотезы: значение органа зрения, сложность строения, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Дале...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.16 | Просмотров: 299
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|