Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (2-й класс, третьяI четверть)
Автор(ы): Артамонова Елена Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова невозможно написать конспект урока. Должен быть многовариативный план. Трудно предусмотреть какой-то один вариант развития событий на уроке, нужно прогнозировать несколько возможных вариантов развития событий в зависимости от создавшейся ситуации. Нужно быть по возможности готовым к любому “непредвиденному” повороту урока. Это первый урок -го раздела учебника. Тема раздела “Проверка орфограмм слабых позиций по сильной”. Тема предыдущего 4-го раздела “Проверка орфограмм слабых позиций по словарю”. Ученики сделали очень важный и серьёзный шаг на пути к грамотному письму - они научились видеть проблемные для написания места, писать с пропусками букв, работать со словарём. На первых уроках овладения письмом “с дырками” дети испытывали некоторые трудности, но затем эта работа стала более походить на игру - соревнование “А я заметил ещё одну орфограмму”, “А у меня ещё один пропуск в слове” - то и дело слышится при записи текста с пропуском орфограмм слабых позиций. Трудности позади, и всё нетерпеливее становятся ребята “Когда же мы узнаем, как проверять орфограммы? Когда сможем писать без пропусков?” Обратите внимание: не учитель тщетно призывает учеников проверять написание “сомнительных” букв, а сами ребята, выделяя проблемные для написания места в буквенной записи, всё настойчивее обращаются к учителю: “Мы хотим писать как взрослые, без пропусков!” Счастливые минуты для педагога! Не надо убеждать учеников в важности проводимой работы, дети сами заинтересованы в движении вперёд. Задачи: Сконструировать новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков. Развивающая: Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: - постановку учебной проблемы;
- открытие новых знаний.
Воспитательная:Воспитывать у учащихся инициативность в построении совместных учебных действий. Здоровьесберегающая:Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями. Тип урока: решение частной учебной задачи. Зона актуальных знаний учащихся (уровень актуального развития характеризует успехи развития на вчерашний день): 1. Обнаружили факт мены звуков в изменениях одного и того же слова (позиционное чередование). 2. Установили признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков, обнаружили новый класс орфограмм - орфограммы слабых позиций. 3. Сконструировали особый вид письма с пропуском орфограмм слабых позиций. 4. Познакомились со способом проверки орфограмм по словарю. Зона ближайших знаний (характеризует умственное развитие на завтрашний день): Научиться проверять орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков без словаря путём приведения звука к сильной позиции. Этапы урока: 1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой, рефлексия своего состояния). 2. Создание “ситуации успеха” (демонстрация детьми знаний, полученных ранее). 3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта” (разрыв между тем, что дети уже хорошо знают и умеют и тем, что пока им неизвестно). 4. Постановка учебной задачи. 5. Решение учебной задачи. 6. Контроль и оценка найденного способа (работа в группах). 7. Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной цели. 8. Определение следующего шага в движении. 9. Домашнее задание. 1. Организационный момент. (создание хорошего рабочего настроения, вхождение в урок) - За окнами белый пушистый снег, мороз, а в нашем классе тепло и уютно. У всех прекрасное настроение, и мы начинаем урок русского языка. - Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, вид работы. 2. Создание “ситуации успеха”. (этап актуализации известного способа действия) - Сейчас я прочитаю вам небольшой текст. Внимательно послушайте и попробуйте определить, о каких животных идёт речь. - Эти животные-гиганты высотой 2-3 метра живут в Африке и Индии. Питаются они травой, ветками, корнями и плодами. За день выпивают не менее 10 литров воды. Очень любят купаться, отлично плавают. Спят они стоя и мало. Общаются между собой хоботами. Это очень умные животные. Легко приручаются и помогают человеку выполнять тяжёлую работу. Эти животные -….. (слоны). - Запишите слово [с л а н ы] звуками, обозначьте слабые позиции гласных звуков. (один ребёнок записывает на доске) - Проверьте запись на доске, оцените работу. У кого такая же запись? - Молодцы! Вы все правильно научились записывать слово в транскрипции и определять сильные и слабые позиции гласных звуков. - Ниже, на следующей строке, запишите это же слово буквами. (Пока ученики записывают слово, учитель проходит по классу и выбирает работы, которые должны быть представлены на доске; критерий отбора - различное написание слова. Трое ребят представляют свои варианты записи на доске.) - В ваших тетрадях я увидела, что слово написано по-разному. Варианты написания – на доске: слоны сланы сл_ны (если такая ситуация не возникает, вводится специальный приём РО - ребята в другом классе написали …) - Кто написал так же, как … так же, как … так же, как … 3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта”. - Странно, слово одно, а мнения о написании разные. Написание любого слова едино. У нас не получилось единого написания. Почему? Либо мы что-то делаем не так, либо чего – то не знаем. Что мы не знаем? (как записать правильно это слово, как обозначить буквой звук в слабой позиции и т.д.) - Но ведь у нас же есть словари. Давайте проверим по словарю, как пишется это слово… (после поиска делают вывод – такого слова в словаре нет). - А как же быть? Может быть есть еще какой – то способ проверки, который может нам помочь? (взрослый, книга, учитель) - А всегда ли эти способы удобны? (нет, не всегда) - Действительно: - в книге искать очень долго;
- взрослых может не оказаться рядом;
- словарь тоже не всегда под рукой;
а может случиться так, как сейчас, – слова, которое нужно будет записать, просто не окажется в словаре. Да и припомните, ваши родители проверяют написание каждого слова по словарю? Может быть, взрослым известен какой-то важный секрет написания русских слов, а мы о нем пока не знаем? - Кто хотел бы открыть сегодня этот секрет? 4. Постановка учебной задачи. - Значит, какая задача стоит перед нами на уроке? (открыть новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков) 5. Решение учебной задачи. - Итак, нам нужно обозначить звук [а] в слове [с л а н ы] буквой. Какие буквы спорят за это место в слове? (о и а) - Можем ли мы принять на работу и ту и другую? Почему? (по закону русского письма позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой) - От чего зависит выбор буквы? (от того, какой звук в слове в сильной позиции) - Действительно. По закону русско...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.16 | Просмотров: 216
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|