Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (2-й класс, третьяI четверть)


Автор(ы): Артамонова Елена Владимировна, учитель начальных классов

В системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова невозможно написать конспект урока. Должен быть многовариативный план. Трудно предусмотреть какой-то один вариант развития событий на уроке, нужно прогнозировать несколько возможных вариантов развития событий в зависимости от создавшейся ситуации. Нужно быть по возможности готовым к любому “непредвиденному” повороту урока.
Это первый урок -го раздела учебника. Тема раздела “Проверка орфограмм слабых позиций по сильной”. Тема предыдущего 4-го раздела “Проверка орфограмм слабых позиций по словарю”. Ученики сделали очень важный и серьёзный шаг на пути к грамотному письму - они научились видеть проблемные для написания места, писать с пропусками букв, работать со словарём. На первых уроках овладения письмом “с дырками” дети испытывали некоторые трудности, но затем эта работа стала более походить на игру - соревнование “А я заметил ещё одну орфограмму”, “А у меня ещё один пропуск в слове” - то и дело слышится при записи текста с пропуском орфограмм слабых позиций. Трудности позади, и всё нетерпеливее становятся ребята “Когда же мы узнаем, как проверять орфограммы? Когда сможем писать без пропусков?”
Обратите внимание: не учитель тщетно призывает учеников проверять написание “сомнительных” букв, а сами ребята, выделяя проблемные для написания места в буквенной записи, всё настойчивее обращаются к учителю: “Мы хотим писать как взрослые, без пропусков!” Счастливые минуты для педагога! Не надо убеждать учеников в важности проводимой работы, дети сами заинтересованы в движении вперёд.
Задачи:
  • Образовательная
    • Сконструировать новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков.
  • Развивающая:
    Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий:
    • постановку учебной проблемы;
    • открытие новых знаний.
  • Воспитательная:
    • Воспитывать у учащихся инициативность в построении совместных учебных действий.
  • Здоровьесберегающая:
    • Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.
Тип урока: решение частной учебной задачи.
Зона актуальных знаний учащихся (уровень актуального развития характеризует успехи развития на вчерашний день):
1. Обнаружили факт мены звуков в изменениях одного и того же слова (позиционное чередование).
2. Установили признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков, обнаружили новый класс орфограмм - орфограммы слабых позиций.
3. Сконструировали особый вид письма с пропуском орфограмм слабых позиций.
4. Познакомились со способом проверки орфограмм по словарю.
Зона ближайших знаний (характеризует умственное развитие на завтрашний день):
Научиться проверять орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков без словаря путём приведения звука к сильной позиции.
Этапы урока:
1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой, рефлексия своего состояния).
2. Создание “ситуации успеха” (демонстрация детьми знаний, полученных ранее).
3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта” (разрыв между тем, что дети уже хорошо знают и умеют и тем, что пока им неизвестно).
4. Постановка учебной задачи.
5. Решение учебной задачи.
6. Контроль и оценка найденного способа (работа в группах).
7. Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной цели.
8. Определение следующего шага в движении.
9. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
(создание хорошего рабочего настроения, вхождение в урок)
- За окнами белый пушистый снег, мороз, а в нашем классе тепло и уютно. У всех прекрасное настроение, и мы начинаем урок русского языка.
- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, вид работы.
2. Создание “ситуации успеха”.
(этап актуализации известного способа действия)
- Сейчас я прочитаю вам небольшой текст. Внимательно послушайте и попробуйте определить, о каких животных идёт речь.
- Эти животные-гиганты высотой 2-3 метра живут в Африке и Индии. Питаются они травой, ветками, корнями и плодами. За день выпивают не менее 10 литров воды. Очень любят купаться, отлично плавают. Спят они стоя и мало. Общаются между собой хоботами. Это очень умные животные. Легко приручаются и помогают человеку выполнять тяжёлую работу. Эти животные -….. (слоны).
- Запишите слово [с л а н ы] звуками, обозначьте слабые позиции гласных звуков.
(один ребёнок записывает на доске)
- Проверьте запись на доске, оцените работу. У кого такая же запись?
- Молодцы!
Вы все правильно научились записывать слово в транскрипции и определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
- Ниже, на следующей строке, запишите это же слово буквами.
(Пока ученики записывают слово, учитель проходит по классу и выбирает работы, которые должны быть представлены на доске; критерий отбора - различное написание слова. Трое ребят представляют свои варианты записи на доске.)
- В ваших тетрадях я увидела, что слово написано по-разному. Варианты написания – на доске:
слоны сланы сл_ны
(если такая ситуация не возникает, вводится специальный приём РО - ребята в другом классе написали …)
- Кто написал так же, как …
так же, как …
так же, как …
3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта”.
- Странно, слово одно, а мнения о написании разные. Написание любого слова едино. У нас не получилось единого написания. Почему?
Либо мы что-то делаем не так, либо чего – то не знаем. Что мы не знаем? (как записать правильно это слово, как обозначить буквой звук в слабой позиции и т.д.)
- Но ведь у нас же есть словари. Давайте проверим по словарю, как пишется это слово… (после поиска делают вывод – такого слова в словаре нет).
- А как же быть? Может быть есть еще какой – то способ проверки, который может нам помочь? (взрослый, книга, учитель)
- А всегда ли эти способы удобны? (нет, не всегда)
- Действительно:
  • в книге искать очень долго;
  • взрослых может не оказаться рядом;
  • словарь тоже не всегда под рукой;
а может случиться так, как сейчас, – слова, которое нужно будет записать, просто не окажется в словаре. Да и припомните, ваши родители проверяют написание каждого слова по словарю? Может быть, взрослым известен какой-то важный секрет написания русских слов, а мы о нем пока не знаем?
- Кто хотел бы открыть сегодня этот секрет?
4. Постановка учебной задачи.

- Значит, какая задача стоит перед нами на уроке? (открыть новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков)
5. Решение учебной задачи.
- Итак, нам нужно обозначить звук [а] в слове [с л а н ы] буквой. Какие буквы спорят за это место в слове? (о и а)
- Можем ли мы принять на работу и ту и другую? Почему? (по закону русского письма позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой)
- От чего зависит выбор буквы? (от того, какой звук в слове в сильной позиции)
- Действительно. По закону русско...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.16 | Просмотров: 18

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!