Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Методические рекомендации по подготовке к экзаменационному изложению в 9-м классе на уроках интегрированного типа
Автор(ы): Синотина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Письменный экзамен по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений проводится в форме изложения с элементами сочинения, успешное написание которого основывается на ряде коммуникативных умений: слушать и воспринимать текст, воспроизводить услышанное в пересказе в соответствии с функциональным типом текста (мы называем это жанром) и стилем речи. Если с разными видами пересказа (подробным и сжатым) ученики справляются достаточно легко, то вторая часть работы, связанная с написанием сочинения, вызывает затруднение, так как предполагает самостоятельное творческое решение коммуникативной задачи. Данная работа содержит методические рекомендации по подготовке учащихся 9-го класса к написанию изложения с творческим заданием, в основе которой лежит технология обучения жанровым формам речи. Коммуникативная компетентность ученика или комплексное умение свободного оперирования смысловой информацией в процессе речевого общения основывается на знании текста и как продукта речевой деятельности, и как “динамической единицы” речетворчеств, дискурса. Чем выше уровень коммуникативных компетенций школьников, тем талантливее и успешнее осуществляется их текстовая деятельность. Как известно, типы заданий к тексту изложения представлены в двух вариантах. Первый тип задания на наш взгляд – это задание первого уровня сложности. Как правило, здесь ученику требуется пересказать текст подробно и выразить свое отношение к поднятой в нем проблеме. Второй вариант представлен более сложным заданием, но оно носит по-настоящему творческий характер. Приведем примеры: “Напишите рассуждение на тему “Красота и красивость”, “Допишите окончание рассказа Н.Носова”. Очевидно то, что коммуникативная компетентность современного школьника обеспечивается и культуроведческими компетенциями, которые могут быть сформированы в процессе работы с художественными текстами, литературной публицистикой, текстами о культуре. В практике общения каждый речевой акт выступает как та или иная типологическая разновидность, поэтому при обучении речевому общению необходимо говорить о типологии или жанре текста (определенной модели, имеющей внешние признаки, закрепленные традицией). Тексты экзаменационных изложений разнообразны по жанру: эпизоды художественных произведений русских писателей ХIХ–ХХ вв., научно-популярные, проблемные статьи, эссе, притчи. Анализ жанрово-стилевых особенностей позволит проникнуть в суть авторского замысла и приблизиться к пониманию проблемы, поднятой автором текста. В ходе работы с литературным текстом или текстом о культуре учителю необходимо создать развивающую речевую среду, побуждающую ученика вступить в диалог не только с конкретным текстом о культуре, но и с текстом культуры, подобно тому, как в коммуникативном пространстве культуры текст вступает в диалогические отношения с другими текстами. Развивающая речевая среда может быть создана на любом уроке, но особое значение приобретают уроки интегрированного типа, которые позволяют соединить лингвистический, литературоведческий и культурологический подходы к анализу текста. В результате такой работы с текстом происходит формирование культуры общения с произведениями искусства, воспитание эстетического чувства слова и желание выразить словом свои мысли и переживания. Таким образом, достигается единство процесса обучения и воспитания. В предложенной нами системе работы мы исходили, прежде всего, из заданий второго типа, так как убеждены, что они в большей степени отвечает задачам формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся. При этом первый тип задания неизбежно включен в работу на этапе анализа текста, когда обсуждается затронутая в тексте проблема, определяется принадлежность текста к тому или иному стилю, подбирается заголовок. Проработать весь экзаменационный материал в течение года очень сложно. Важен грамотный методический подход к организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, на факультативном занятии и при самостоятельной работе ученика дома. Поэтому первым этапом работы должно стать составление планирования. Наиболее перспективным, на наш взгляд, являет проблемно-тематический принцип группировки текстов. Условно можно выделить пять проблемно-тематических групп: - фрагменты литературных произведений и воспоминаний о русских писателях ХХ века;
- тексты о природе творчества, искусстве;
- тексты о бережном отношении к истории, духовному наследию народа;
- тексты о выдающихся деятелях истории, науки;
- тексты с нравственной проблематикой: духовная память поколений, красота окружающего мира, труд человека, народные приметы, любовь, милосердие.
Мы предлагаем работать с каждой группой текстов отдельно, так как: - тематическое единство текстов дает целостное представление о том или ином виде искусства (музыке, живописи, архитектуре) или эпохе (творчество художников-передвижников; русское искусство на рубеже ХIХ–ХХ вв);
- позволяет одновременно работать с несколькими текстами, используя содержание одного для выполнения творческого задания к другому тексту;
- делает возможным создание особой речевой ситуации, обеспечивающей формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций.
Методические идеи работы с некоторыми текстами на литературном материале № текста | Название, автор | Жанр исходного текста | Задания к тексту | Методические идеи работы с текстом изложения | № 1 | О А.С.Пушкине (из.кн. “Записки о Пушкине”) И.Пущин | записки | 1. Ответьте на вопрос: “Какое значение имела эта встреча для Пушкина?”2. Расскажите об одном из стихотворений Пушкина, посвященных дружбе. | При изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы анализ стихотворения “Пущину” можно предварить текстом № 1. На дом предложить ученикам письменный анализ стихотворения “Пущину”, используя фрагменты воспоминаний Пущина. | № 48 | “Москвич Пушкин” Ю.Нагибин. | литературное эссе | 1. Вы, возможно, видели памятник А.Пушкину в Москве или знакомы с ним по иллюстрациям. Расскажите о своем впечатлении об этом памятнике.2. Расскажите о своем отношении к творчеству Пушкина | На завершающем этапе изучения темы творчества Пушкина можно воспользоваться текстами № 48, № 72. Урок можно построить как экскурсию по местам, связанным с именем Пушкина. Особое внимание вновь обратить памятнику Пушкина в Москве. Описание памятника входит в программу по развитию речи учащихся в 8-м классе. Включить в урок выразительное чтение стихов Пушкина наизусть, фрагменты речи Достоевского о Пушкине. Итогом работы должно стать написание эссе “Мой Пушкин”. | № 72 | О музейной смотрительнице (из. кн. “Пушкиногорье”). С.Гейченко | научно-популярная статья | 1. Ответьте на вопрос: “Какие размышления вызывает у вас данный текст?”2. Напишите о своем отношении к высказыванию “…иди к Пушкину, он укажет на истинного друга, даст верный совет…” | Интегрированный урок подготовки к сочинению по творчеству А.С.Пушкина на основе анализа текста Ю.Нагибина “Москвич Пушкин”. Предварительная работа. Урок проводится как завершающий изучение творчества А.С.Пушкина в рамках уроков литературы или на факультативном занятии. Домашнее задание к уроку: - Самостоятельно проработать текст № 72 “О музейной смотрительнице” из книги “Пушкиногорье” С.Гейченко и ответить на первый вопрос творческого задания: “Какие размышления вызывает у вас данный текст?”.
- Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Памятник”. Повторить “московские строки” из романа “Евгений Онегин”.
- Индивидуальные задания по тексту № 48 Ю.Нагибина “Москвич Пушкин”.
Оформление: мультимедийный проектор, слайды для заочной экскурсии. Цели: - в ходе работы с текстом Ю. Нагибина расширить знания учащихся о роли Москвы в жизни и творчестве поэта;
- подготовить учащихся к написанию эссе “Мой Пушкин” (как вариант сочинения на тему: “Любимые строки пушкинских произведений” или “Мое любимое произведение А.С.Пушкина”).
1. Постановка цели урока Вступительное слово учителя о духовном наследии великого поэта, явленном в его произведениях. 2. Проверка домашнего задания Ученик дает пересказ текста, учащиеся обмениваются впечатлениями о данном тексте, предлагают свои варианты заголовков. Учащимся предлагается посмотреть фотографии пушкинского дома в Михайловском, вспомнить, какой этап в жизни поэта связан с жизнью в Михайловском, образ няни, с которым так схож образ этой музейной смотрительницы, произведения, которые были написаны в этот период. 3. Работа с текстом № 48 Выразительное чтение текста № 48 заранее подготовленным учеником и его анализ. Вопросы к анализу: – О чем этот текст? – Какую задачу решает автор? – Кому адресован этот текст? Где может быть помещен? – Какой жанр выбирает автор для реализации своего авторского намерения? 4. Работа над жанром эссе Форма | свободная композиция | Позиция автора | “голос в хоре”, индивидуальный авторский стиль: образность, метафоричность рассуждений. | Позиция читателя | диалог с автором с привлечением своего читательского опыта | – В чем особенность построения данного текста? Остановимся на каждой из частей более подробно. Индивидуальное домашнее задание: заочная экскурсия по старой Москве, где прошло детство поэта. – Какое же впечатление произвела Москва на Пушкина в детстве? – Как воплотился образ Москвы в творчестве поэта? Выразительное чтение наизусть московских строк из романа “Евгений Онегин”. – Когда и почему Москва становится судьбоносной в жизни Пушкина? – В тексте упоминается имя московского чудака Павла Воиновича Нащокина. Какова его роль в жизни Пушкина? Индивидуальное домашнее задание: работа со справочной литературой, краткая справка о П.В.Нащокине. – В каких строчках заключается главная мысль текста? Каков смысл заголовка? Почему Пушкин – москвич? Перед вами фрагменты речи Достоевского, произнесенной на заседании Общества любителей российской словесности. Внимательно прочитайте и подчеркните главные на ваш взгляд тезисы. Самостоятельная работа учащихся с фрагментами текста речи Достоевского. Выразительное чтение наизусть пушкинского стихотворения “Памятник”. 5. Домашнее задание – В качестве темы домашнего сочинения вы можете взять задание № 2 к тексту № 48, в котором требуется написать о своем отношении к творчеству Пушкина. Тогда ваше сочинение может быть названо “Мой Пушкин” или “Любимые пушкинские строки” или “Мое любимое произведение Пушкина”. В качестве рабочих материалов к сочинению вы можете использовать тезисы речи Достоевского, материалы текстов изложений № 1, № 72, статьи школьных учебников по литературе, книги и статьи современных исследователей творчества А.Пушкина: Н.Скатова, В.Непомнящего. Методические идеи работы с некоторыми текстами о природе творчества, искусстве № | Название, автор | Жанр текста | Задания к тексту | Методические идеи | № 23 | “Подвиг художника” (из кн. “Твоя палитра” Е.Каменева). | научно-популярная статья | 1. Перескажите текст подробно. Объясните смысл его названия.2. Перескажите текст сжато. Дополните его рассуждением о вашем понимани...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.17 | Просмотров: 254
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|