Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Применение деловой игры как метод формирования инновационно-исследовательской компетенции
Автор(ы): Портнягина Елена Владимировна, преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Профессиональное становление личности в образовательном процессе СПО рассматривается как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно современным подходам – формирование профессиональных компетенций. Деловая игра, социальное проектирование являются одними их интерактивных форм образовательных технологий, способствующих формированию компетентного специалиста. Теоретические основы и практическое применение метода деловых игр изложили в своих трудах Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, Л.Г. Семушина. В рамках внеклассной работы, преподавания экономики, системы государственного управления предлагается применение следующей разработки. Данная форма занятия применяется в течение двух лет на занятиях по системе государственного управления специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках экономического блока. Деловая игра “Управление фондовым рынком” Общая характеристика: данная игра является обобщающим занятием, по разделу “Государственное управление экономикой”. Функции данной деловой игры: 1. Формирование у будущих специалистов целостного представления профессиональной деятельности в динамике игры. 2. Приобретение профессионального и социального опыта, принятие совместных решений. 3. Развитие профессионального теоретического и практического мышления. 4. Формирование познавательной мотивации, создание условий для появления профессиональной мотивации. Цель: формирование определения путей и способов совершенствования управления фондовым рынком, как части организационно-экономической системы, для выработки оптимальных решений в игровой обстановке. Задачи: 1. Развитие аналитических и прогностических способностей. 2.Формирование инновационно-исследовательской компетенции, т.е. способности анализировать, формирование творческого, нетрадиционного мышления. 3. Создание условий для формирования активной гражданской позиции. Объект (моделируемый процесс) деловой игры: управление инвестиционными потоками на фондовом рынке. Ожидаемые результаты: оценка проектов, предлагаемых участниками, а также развитие у студентов компетенций, сформулированных в задачах игры. Для преподавателя результатом учебной игры должен стать накопленный опыт и материалы, которые он использует для проведения нового тура игры или разработки новой игры. Участники игры № | Участник | Основные задачи | 1. | Инвесторы | Несколько частных компаний, задача которых выгодно вложить собственные капиталы в предлагаемые проекты. Оценивают проекты, покупают акции той или иной компании. | 2. | Представители государственной власти (также выступают в роли инвестора) | Должны выбрать предприятие, проект которого покажется наиболее выгодным с учетом социально-экономических реформ современной России. Могут выбрать формы поддержки данного предприятия, либо инвестировать его через покупку акций. | 3. | Эмитенты | Несколько частных компаний, желающих выйти на мировой рынок. Разрабатывают собственные проекты и выставляют акции на продажу. Основная задача: разработать проект, привлекательный для инвесторов. | 4. | Ведущие торгов | Осуществляют контроль за соблюдением регламента и иных правил, подводят итоги продажи акций предприятий. | Ход игры 1 этап. (5 мин) Распределение ролей среди участников игры. Объяснение правил игры. 2 этап. (15 мин) Инвесторы - придумывают, представителями каких стран или предприятий они выступают. Вырабатывают основные критерии привлекательности проектов (возможная экономическая выгода, предполагаемые риски, используемые ресурсы, и др.). Государственная власть – дорабатывает критерии привлекательности проектов для государства. Эмитенты – каждое предприятие разрабатывает свой проект в сфере производства или услуг. 3 этап. (25 мин ). Презентация проектов предприятий (5 минут для каждого предприятия). 4 этап. (5 минут). Покупка акций инвесторами. Подсчет количества акций, купленных у каждого предприятия. Государство выбирает либо покупку акций предприятий, либо метод стимулирования деятельности данного предприятия. 5 этап. (10 мин). Предприятия подсчитывают прибыль, разрабатывают направления вложения полученной прибыли. Государство и частные инвесторы разрабатывают свои предложения по модернизации предложенных проектов. 6 этап. (20 мин). Анализ предложений предприятий, инвесторов, государственной власти. 7 этап. (10 мин). Рефлексия. Каждая группа оценивает свою деятельность в рамках игры. Анализирует трудности, с которыми столкнулись в ходе деловой игры. Отмечает положительные и отрицательные моменты игры. Разработка проекта предприятий - Организационно-правовая форма – Акционерное общество.
- Цель предпринимательской деятельности.
- Сфера деятельности (материальное производство или сфера услуг).
- Необходимые ресурсы, затраты.
- План реализации проекта.
- Социальная значимость проекта.
- Экономическая значимость.
- Количество акций, готовых выпустить на рынок ценных бумаг (не более 50%).
Критерии оценки привлекательности предприятий для государственной власти (предложить еще 2-3 критерия). - Производство (услуги) основываются на инновационных технологиях.
- Учитывает наличие ресурсов на территории Омской области.
- Отвечает приоритетным направлениям социально-экономического развития России.
- Способствует решению проблемы занятости населения.
- Применяет безотходной производство (если речь идет о материальном производстве, а не услугах).
Возможные формы поддержки предприятий (вносите свои предложения и выбираете) - Снижение налогов для данного предприятия.
- Обеспечение государственного заказа.
Правила участия в деловой игре Соблюдение регламента. Аргументированность участниками каждого принятого решения. Решения должны быть согласованы всей группой. Соблюдение правил дискуссии. Бланк предложений купли-продажи акций для инвесторов Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 | Предприятие 4 | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | | | | | | | | | Бланк итогов продаж акций Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 | Предприятие 4 | Количество проданных акций | Прибыль от продажи | Количество проданных акций | Прибыль от продажи | Количество проданных акций | Прибыль от продажи | Количество проданных акций | Прибыль от продажи | | | | | | | | | Карточка учета для ин...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.01.20 | Просмотров: 282
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|