Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированный урок по теме: Мировоззрение славян и хакасов — основа жизнесохранения народностей


Автор(ы): Иванова Эвелина Петровна, учитель истории, культуры, литературы Хакасии

Цели:
  • систематизация знаний полученных на предыдущих уроках;
  • развитие познавательных интересов, расширение знаний;
  • воспитание чувства уважения, толерантности к людям к людям других национальностей;
  • воспитание умения принять и понять стиль жизни, обычаи, религию радом живущих народов;
  • развитие умения сравнивать, обобщать;
  • развитие речи, обогащение словаря, развитие умения строить высказывания;
  • развитие умения оперировать сложными предложениями.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– Тема урока: “Мировоззрение славян и хакасов – основа жизнесохранения народностей”. Запишите тему в тетрадь.
II. Объявление целей урока.
– Нам предстоит выяснить зачем, с какой целью создали славяне и хакасы такой пантеон богов.
III. Историческая зарядка.
– Объясните значения слов:
шаманизм,
стела,
шаман,
ээзи,
волхв,
мировоззрение,
пантеон,
жизнесохранение,
капище.

IV. Историческая дуэль.
– Приглашаем на дуэль представителей двух народностей: хакасов и славян. Круг заданий по темам: “Славяне” и “Кыргызский каганат” записан на плакате, который вывешивается на доске.
Задание. Вы задаете вопросы друг другу по темам: “Славяне” и “Кыргызский каганат”. Круг вопросов на плакате. Класс оценивает ответы. Если ответ верен, то вы аплодируете, если нет – то вы стучите ногами.
Круг вопросов.
Дата.
Территория.
Внешний вид.
Жилище.
Занятия.
Педагоги оценивают дуэлянтов, комментируя ответы, учитывается знание темы, карты, умение строить ответ логично и четки, речь дуэлянтов.
V. Работа по теме.
– Для того, чтобы четче и полнее представить пантеон богов, их функции, мы составили сравнительную таблицу.
Запишем: “Сравнительная таблица божеств и духов славян и хакасов”
Работаем по таблице в процессе театрализации.
Таблица заполняется после театрализации.
Славянские божества и духи + – Функции + – Хакасские божества и духи
Стрибог + Бог неба, отвечающий за все на земле. + Хан-Тегир
Ярило + Бог солнца, дающий свет, тепло + Кун Солнце
Перун + Бог грома, грозы. + Кугурт-хан
Макоша + Богиня плодородия, богиня земли. + Чир-ИнеУмай Ине
Домовой Мать огня ++ Дух дома, оберегающий дом, жителей, препятствующий проникновению злых духов в дом. ++ Тура ЭэзиОт Ине
– Вас не удивило, что народы, жившие в разное время и на удаленных территориях, имеют божеств, несущих одинаковые функции? Сделайте выводы. Почему?
VI. Театрализация.
– Театрализация поможет вам глубже проникнуть в мировоззрения этих народов. Перед нами древнее капище славян. Какие божества вы видите на капище? Как называется человек, использующий ритуальные действия на капище?
Вопросы.
  • Кто был главным богом у славян?
  • Его функции?
  • Что означает приставка стри-?
  • В каком значении употребляется слово “старый”?
  • Кем приходится Стрибогу Макоша?
  • Это богиня чего?
  • Каковы функции Ярила и Перуна?
(Таблица заполняется).
Камлание шамана
Шаман одет в соответствующий костюм, в руках бубен, колотушка, на голове шапка с когтями и перьями ястреба, расшитая бисером, кораллами и раковинами Каури. Шаман начинает камлание со словами:
“Да восславим силу солнца!
Да восславим силу света!
Здравствуй великое Кун-Солнце,
Дающее свет всему на земле!
Да уничтожь все силы зла,
Посягающие на чистоту наших помыслов.
О! Великое Кун Солнце!
Обереги наш народ от сил Зла.
Да пусть отпадут Злые силы от переднего подола моего.
Да пусть пристанут нечисти к заднему подолу моему.
Да пусть на передний подол
Моего народа наступают дети,
А на задний – скот.
О! Великое Кун-Солнце!
Прими наши подношения. (Обсыпает – кормит стелу, где изображено солнце, (модель солнечного божества, изображенного не стене около улуса Охыаков) зернами ячменя и пшеницы).
VII. Фронтальный опрос.
– Что это за стела?
– Где она была поставлена древними?
– Что изображено на ней?
– А теперь глянем на бубен шамана.
(Это модель бубна, зафиксированная хакасским ученым Н.Ф. Катановым. На нем изображении три мира: верхний, где живут главные божества; средний – там обитают люди, горы, реки, растительный и животный мир; нижний – мир мертвых во главе с Эрлих-ханом – богом подземного царства).
– Что символизирует бубен?
– Какие божества обитают там, их функции?
(Заполняем таблицу).
– Самый главный бог? – Бог неба. Его функция?
– Богиня плодородия Умай-Ине. Ее функции?
(У нее есть береза с золотыми листьями, на которых обитают души людей животных, Умай-Ине кидает золотые листья на землю с душами, которые рождаются на земле).
– Второе по значимости божество у хакасов , его функции? (Кун-Солнце)
– Еще какое божество из первой тройки вы знаете? (Кугурт-хан – бог грома)
– А какая богиня соответствует славянской Макоше? (Чир-Инэ – богиня Земли)
– Почему возникло поклонение богам. Каким силам природы покланялись.
Вывод: человек зависит от сил природы.
VIII. Физпауза “Веселые человечки”.
IX. Театрализация.
Входят в костюмах славян хозяин и хозяйка с макетом славянского жилища.
– Побеседуйте с ними, задайте им вопросы о духах, населяющих их дом, подворье. Не забывайте заполнять таблицу.
Круг вопросов:
– Кто главный хозяин дома – дух дома, опишите его, его функции.
– А кто хозяин огня. Как почитают славяне мать огня?
Выводы учителя. Оказывается, завися от сил природы, человек создал богов, молясь и принося жертвы, которыми он пытался защититься от бед. Но человека в далекие времена ожидали напасти в жилище.
– Кто обитал в жилищах людей? (Духи)
– Скажите, пожалуйста, какой дух живет рядом с человеком в его доме.
Хозяйка дома славян. Рядодом с нами всегда живет домовой – это душа избы, покровитель строений и живущих в них людей. Наш домовой добрый, лицом немного похож на моего мужа – хозяина дома, только маленький и очень волосатый. Живет он у нас в самом лучшем месте под печью рядом с символом жизни огнем. Мы заботимся о нем, угощаем лучшим кускам, он в ответ платит нам добром, дом содержит. А уж если расшалился и начнет мучить какое-нибудь домашнее животное. Я его и отговорить могу. “Что ж ты дедушка – соседушка, кошку...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.22 | Просмотров: 83

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!