Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова Штосс Тайны души художника Лугина


Автор(ы): Цветкова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели:
  1. Знакомство с проблемами одинокого художника, человека 30-х годов 19 века.
  2. Объяснить суть натуры Лугина.
  3. Работа над стилистикой повести.
  4. Найти в содержании повести проблемы, актуальные для нашего времени.
Оборудование:
  1. Портрет М.Ю.Лермонтова.
  2. Запись баллады Шуберта «Лесной царь».
  3. Рисунки учащихся к повести.
  4. Сочинения с вариантами окончания повести «Штос».
Эпиграфы к уроку:
  1. Так жизнь скучна, когда боренья нет. (М.Ю. Лермонтов)
  2. 2.Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых. (Книга притчей Соломоновых. Глава 3)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
У графа Виельгорского был музыкальный вечер. Собралось великосветское общество: знаменитые литераторы, учёные, артисты, модные дамы. Было, по словам Лермонтова, «Ни скучно, ни весело». А главный герой, художник Лугин, и вовсе чувствует себя неспокойно. Причины этого мы узнаём из разговора Лугина с красавицей Минской. Но прежде всего вспомним, что перед нами человек поколения 30-х годов 19 века. О таких, как Лугин, Лермонтов писал в стихотворении «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны…»
Лермонтов не рассказывает историю жизни своего героя, его интересует внутренний мир художника, тайны его души. (Включаем запись баллады Шуберта, обращаем внимание на тревожную музыку. Она словно передаёт биение человеческого сердца, вызывает неосознанную тревогу.)
Лугин под магическим влиянием баллады делится с Минской своими тайнами. Они не дают ему покоя.
Что же беспокоит молодого человека? Какие тайны скрываются в его душе?
2. Работа с текстом
Вопросы Предполагаемые ответы
1. Отчего Лугин в последнее время чувствует себя несчастным? «Вот уже две недели, как все люди мне кажутся жёлтыми … мне иногда кажется, что у людей вместо голов лимоны». Такое видение мира мешает ему и как художнику. «Добро бы все предметы; тогда была бы гармония в общем колорите; я бы думал, что гуляю в галерее испанской школы».
2. Учитель. В книге М.Купера и А.Мэтьюза «Язык цвета» интересно рассказано об огромном влиянии цвета на наши эмоции, настроение, самочувствие. Авторы - известные эксперты, психологи, специалисты по цветовым решениям. Как они объясняют значение жёлтого цвета применительно к случаю Лугина?

Жёлтый цвет тревожит и привлекает внимание… это цвет человек замечает первым…

В лингвистическом смысле он часто бывает связан с трусостью. В средние века Иуду на картинах изображали в жёлтом одеянии.
3. В чём заключается конфликт Лугина с окружающим миром? Лугин одинок. Друзей у него мало, любимой нет. Он прекрасный художник, но много картин не дописал, а законченные показывает лишь узкому кругу людей. Он равнодушен к миру, окружающему его. Сам того не замечая, он разрушает собственную душу бездеятельностью, бездействием.
4. Что ещё мучает молодого человека? Чего он боится? 1. «Вот уже несколько дней, как я слышу голос. Кто-то твердит на ухо с утра и до вечера адрес».
2. Считает себя безобразным внешне. Думает, что его из-за этого не полюбит.
3. Тоскует по идеалу женской красоты. Пытается нарисовать девичью головку, но почему-то не может закончить рисунок, хотя набросков сделал много.
Лермонтов рассказывает о конфликте героя с самим собой, с обществом, привлекает наше внимание к «эпохе безвременья», которая, по словам Белинского, отличалась «безверием в жизнь и чувства». Автор показывает, что реальная жизнь порой содержит в себе страшную фантастику. Герой сталкивается с «иной» стороной, загадочной, необъяснимой. Романтические, фантастические и реалистические начала жизни сплелись в сложном взаимодействии. Лугин невольно подчиняется чужой воле, заставляющей его найти дом Штоса.
5. Мог ли Лугин поступить иначе? Трагический разлад в душе героя вызван тем, что силы его души не нашли достойного применения. Он замкнулся в своих переживаниях. Обратимся к авторской характеристики героя. Он одинок, хотя наделён обаянием и талантом истинного живописца.

«В выражении глаз его было много огня и остроумия».

«Он был далеко не красавец, это правда, однако в нём ничего не было отвратительного, и люди, знавшие его ум, талант и добродушие, находили даже выражение лица его довольно приятным».
6. Какие ещё тайны Лугина раскрывает перед ним автор? Какая вина лежит огромным грузом в его душе? Оказывается, он эгоист. А теперь расплачивается за свою жестокость? «Он вспомнил, как часто бывал обманут, как часто делал зло именно тем, к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.23 | Просмотров: 22

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!