Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Мультимедийный урок


Автор(ы): Овчаренко Елена Васильевна, учитель

Сегодня, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигется на одно из первых мест как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.
Актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Опыт работы в среднем звене показывает, что учащиеся данной возрастной категории наиболее восприимчивы как к положительному, так и отрицательному воздействию. Очевидно, что нравственное воспитание подростков выходит на первый план и занимает главное место в учебно-воспитательном процессе.
Содержание учебных предметов и воспитательных курсов следует дополнить заданиями, с помощью которых воспитываются нравственные качества учащихся. Необходимо показать и доказать школьникам, что не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества.
На уроках литературы ввиду специфики предмета возможно наиболее глубокое нравственное воздействие на эмоционально-волевую сферу школьника. В аннотациях к теме курса литературы затрагиваются вопросы, связанные с постижением учащимися нравственного мира художественного произведения, проблемы формирования характеров героев, особенности их поведения.
При анализе художественного произведения ученик имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях, стремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. Но такое воздействие происходит только при условии, что читатель ориентируется на концепцию мира и человека у писателя, видя ее конкретное воплощение в художественном произведении.
Проблема выявления авторского отношения к изображаемому неоднократно поднималась в методических исследованиях, но внимание сосредотачивалось на анализе отдельных компонентов произведения: авторская позиция в языке, авторское отношение к герою. Но важнейшим условием полноценного восприятия является такое прочтение произведения, когда читатель видит не только события и героев, но и отношение писателя к миру и человеку. В таком случае это отношение становится своеобразным принципом нравственно-эстетического воспитания читателей, развивает у них соответствующие отношения к жизни, к людям.
Главная задача учителя – научить понимать и оценивать литературного героя с точки зрения отношения к нему автора.
В настоящее время мы сталкиваемся с неумением учеников понимать и оценивать литературного героя с такой позиции.
Писатель так изображает героев, ставит их в такие ситуации, заставляет высказывать такие суждения, что мы, вслед за автором, сочувствуем одним героям, презираем других, начинаем с его точки зрения смотреть на мир, понимаем моральные ценности, получаем представление о должном в поведении человека. Происходит своеобразное нравственно-эмоциональное развитие личности.
Вовлекая учащихся в сложную науку «человековедения», целенаправленно воздействуя на них в этом направлении, мы добиваемся, чтобы школьники с авторской позиции постигали особенности человеческих характеров, взаимоотношений людей, отношения человека к миру. Именно такой путь изучения художественного произведения в среднем звене, когда ребята все время находятся в поле активного воздействия писателя, представляется наиболее эффективным с точки зрения нравственно-эмоционального развития подростков.
Анализ произведения, предполагающий рассмотрение компонентов художественного целого с точки зрения «субъективных форм выражения авторского сознания», позволяет учителю характеризовать литературу как слово человека о человеке, как художественное освоение мира ради человека. Выявление учащимися авторского отношения к изображаемому чрезвычайно важно, так как такой способ чтения делает доступной школьникам идейно-нравственную и эстетическую информацию произведения, формирует квалифицированных читателей.
Изучая повесть «Тарас Бульба», семиклассники встретятся с ярко выраженной субъективной, романтически приподнятой манерой повествования. С именем Н. В. Гоголя учащиеся впервые встречаются в 5 классе, и важно создать определенный настрой для восприятия творчества писателя, произведения которого будут изучаться в 7 и 8 классах.
Даже небольшой обзор будет способствовать пониманию пафоса повести «Тарас Бульба».
Какой же путь избирает Гоголь, чтобы раскрыть силу патриотических чувств народа, идущего решительно на все жертвы во имя свободы?
С целью развернуть перед читателями широкую панораму жизни народа писатель избирает сложную пространственно-временную организацию повести (от показа отдельного хутора до описания больших сражений за пределами Украины), позволяющую нам, вслед за автором, воссоздать в своем воображении обстановку того сурового времени, жизнь людей, их нравы. Повесть начинается не с описания масштабных, решающих битв. Писателю важно показать, почему так самоотверженны запорожцы, что заставляет их умирать, славя отчизну, до последней минуты поддерживая товарищей.
Если на первом же уроке не поставить перед учениками вопросы, которые покажут, что при первом прочтении многое прошло мимо их внимания, изучение не вызовет интереса учащихся, так как, зная сюжет, они склонны думать, что им уже все известно.
Какими же могут быть вопросы, которые должны вызвать у ребят потребность еще раз перечитать страницы повести под руководством учителя?
Прежде всего, это вопросы, помогающие раскрыть пафос творения Гоголя. Например: «Во имя чего написана повесть «Тарас Бульба»?», «Только ли историческое прошлое стремился обрисовать Гоголь?», «Какие общечеловеческие проблемы волновали писателя?»
Второй тип вопросов направит внимание учеников на осмысление художественной логики писателя, в отборе и организации материала: «С какой целью Гоголь начинает повесть не с описания Запорожской Сечи, а с хутора Тараса Бульбы? Что изменилось бы, произведи мы мысленно такую перестановку?», «О чем бы мы не узнали, не будь в повести описания украинской степи?», «Какой представлена нам Запорожская Сечь?», «Для чего показаны два боя запорожцев с поляками? Пострадала бы повесть, если бы автор показал только один бой?», «Почему Гоголь так трагически решает судьбу Тараса Бульбы и его сыновей?», «Какая мысль писателя выражена с помощью такой организации материала?»
Естественно, что вопросов много, на одном уроке невозможно было бы на них ответить, но уже сама постановка этих вопросов имеет большое значение, так как перед учащимися намечается перспектива изучения произведения. Задавая вопрос: «Во имя чего написана повесть «Тарас Бульба», мы пытаемся добиться понимания семиклассниками пафоса произведения, того, на какие высоты героизма поднимает Гоголь своих героев.
Перед изучением повести «Тарас Бульба», в которой писатель уделяет особое внимание героическому в поведении людей, целесообразно еще раз остановиться на понятиях «героизм» (способность к свершению подвига) и «герой» (исключительный по смелости или своим доблестям человек).
Не менее важно, чтобы ученики получили первое представление о характере отбора и организации материала писателем.
Прежде всего рассмотрим «пространство» повести (хутор Тараса — Запорожская Сечь — причерноморские степи — город Дубно — Украина), чтобы учащиеся могли осмыслить функциональную значимость такой организации.
Герои, первое представление о которых возникло во время самостоятельного чтения, теперь, в процессе анализа, будут восприниматься школьниками не как изолированные фигуры, действующие в замкнутом пространстве, а впишутся в атмосферу времени, займут определенное место в разворачивающихся событиях, что позволит выявить авторское отношение к изображаемому. Вот почему, предложив учащимся обозреть «пространство» повести, вначале остановимся на характеристике Запорожской Сечи и ее обитателей в условиях мирного времени. Последующая работа будет посвящена Запорожской Сечи в период суровых военных испытаний.
Обращаем внимание учащихся на то, как герои повести, в течение трех дней едущие по бескрайним степным просторам, готовятся к встрече с Запорожской Сечью: «Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провел рукой по усам. Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы, с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье, находившееся за полверсты от Сечи».
Спросим школьников: «Какой изображена в повести Запорожская Сечь?»
Картина предместья Сечи с его многочисленными кузнецами, кожевниками, торговцами чрезвычайно колоритна, как и фигура спящего запорожца, которого Гоголь сравнивает со львом. «Для чего так подробно описывает автор богатыря?» — спросим ребят. Важно, чтобы, вглядываясь в эту фигуру, ученики увидели в ней многое, характерное для Запорожской Сечи: и бесшабашность удалой юности, и полнейшее пренебрежение к материальным благам, и могучую физическую силу. Фигура спящего запорожца словно являет собой «знак» запорожского казачества.
Характеризуя это «пространство», автор-повествователь дает ему высокую оценку: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»
Это голос повествователя, в котором слышно восхищение мужественным войском. Именно необходимость защищать свободу своего народа и родила казачес...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.30 | Просмотров: 38

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!