Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Обучение в сотрудничестве


Автор(ы): Хотянович Людмила Михайловна, учитель английского языка

Основная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Эта эффективность не только учебных успехов учащихся, но и их интеллектуального и нравственного развития.
Технологию “Обучение в сотрудничестве” я использую в урочной и во внеурочной работе по английскому языку. Так, в 5-8 классах уроки проводятся в форме:
  • праздника (Рождество, День Св. Валентина, День Благодарения, Хеллоуин и др.)
  • игры (настольные, ролевые, подвижныер, интеллектуальные…)
  • викторины, КВН
В 9-11 классах самыми интересными формами урока являются:
  • пресс–конференция (“Молодёжные субкультуры” , “Проблемы экологии” , “Система образования США/ Великобритании” и др.),
  • диспут (“Спорт: за или против[ , “Как выглядеть привлекательно”? и др.)
  • ярмарка (изобретений, профессий, здоровой продукции…),
  • конкурс (переводчиков, стихов, газет, проектов)
  • театр-экспромт.
Большинство из них проводится по принципу “здесь и сейчас” как любое коллективно–творческое дело (КТД). В том и состоит вся яркость, привлекательность и эффективность мероприятия. Все ученики охвачены процессом обучения, никто не боится ошибаться, каждый чувствует себя успешным.
Методика проведения урока “Пресс-конференция”
Все учащиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.
1 группа – гости (из США, Великобритании…)
2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции
3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:
  • 1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.
  • 2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания учащихся, выходящие за рамки программного материала учебника).
  • 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа “Добро пожаловать в Хакасию!” или “Приветствуем участников конференции!” и т. д.
Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.
Данная форма работы использовалась на уроках по следующим темам: “Система образования в англо-говорящих странах”, “Экологические проблемы”, “Влияние географического положения на жизнь людей”.
Методика проведения диспута
Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме “Спорт” .
Учащимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Спорт: за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).
3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.
Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог. Положительным моментом таких форм работы в виде КТД является следующее:
  • Такая форма работы не требует особой длительной подготовки.
  • Все учащиеся вовлечены в интересную, познавательную и развивающую “игру” .
  • Непроизвольно повторяются и закрепляются лексика и грамматичерские структуры.
  • Данная форма работы предполагает наличие знаний у учащихся аутентичных фраз, выражений.
  • Использование такой формы урока способствует развитию мотивации у учащихся в обучении английскому языку.
  • Учит общению на языке, способствует формированию умений и навыков высказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать и т.д.
Игра
Одной из самых интересных форм работы по технологии “Обучения в сотрудничестве” является игра. Игры можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях по языку для всех учащихся 2-11 классов.
Игры помогают при работе над грамматическими и лексическими аспектами языка. Они способствуют развитию внимания, памяти учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы:
  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • фронтальная.
Разнообразие форм работы, неоднократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению мотивации у учащихся, их познавательного интереса к изучению английского языка.
Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение.
Часто используются на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку фрагменты таких игр, как “Что? Где? Когда?” , “Брейн-ринг” , “Кто хочет стать миллионером”? , “Поле чудес” и др.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышения интереса к предмету.
Ученики с удовольствием в таких ролевых ситуациях, как “У врача”, “В магазине”, “Прием на работу” и др.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличии от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором
Метод проектов
Основные требования к использованию метода проектов:
  1. наличие значимой в творческом плане задачи
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
  3. самостоятельная деятельность учащихся
  4. структуирование содержательной части проекта
  5. использование исследовательских методов
Проекты могут быть:
  • творческими
  • исследовательскими
  • ролево-игровыми
  • информационными
  • практико-ориентированными
Учащиеся начинают работать над проектами с 5 класса по таким темам, как: “Моё семейное древо”, “Мое любимое блюдо”, “Мое любимое животное” и др.
Самыми любимыми проектами у учеников являются следующие: “В магазине”, “У врача” (5 класс), “Школа моей мечты”, “Выборы президента класса”, “Одежда будущего” (6-7 класс), “Моя любимая телепередача”, “Идеальная субкультура”, “Идеальная страна для проживания”, “Влияние продуктов на человека” (9-11 класс).
В школьном научном обществе (ШНО) “Науковеды” учащиеся занимаются в секции “Иностранные языки”. Свои творческие проекты ученики представляют сначала на школьной научно – практической конференции старшеклассников, затем на городском и республиканском уровне. За годы работы в ШНО учащимися было подготовлено много интересных работ по таким темам, как “Диана – символ мира и милосердия”, “Статуя Свободы – визитная карточка США”, “Познание культуры других народов через их традиции и праздники”, “Как проводит свое свободное время молодежь в англо-говорящих странах”, “Путешествие в страну детской песни разных народов мира” и др.
Методика проведения театра-экспромта
Методика проведения данной технологии проста. Каждый ученик получает небольшую роль и выступает в роли актёра. Все предметы живые и неживые озвучиваются ? актёрами? и изображаются, обыгрываются при помощи мимики, жестов, телодвижений. Живыми становятся река, солнце, ветер, облако, цветок, занавес. Учащиеся получают карточку с ролью, учитель или подготовленный ученик выступает в роли автора–рассказчика сказки, детектива и т. д.
Я использую технологию театральной педагогики на уроках, внеклассных мероприятиях по английскому языку, на спецкурсах и курсах по выбору, на занятиях кружка по английскому языку.
Театральные спектакли, в которых принимают участие все учащиеся группы и делают всё легко, весело, успешно, – это представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актёром, экспромт предполагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, неочищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре; никто из актёров и не является актёром, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актёрское мастерство.
Театр – экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, которая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для “Голоса за кадром”, обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди учащихся. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актёры появляются на сцене и исполняют всё, о чём сообщает “Голос за кадром”.
Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям. Поэтому, сыграв спектакль для одной аудитории, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для учащихся: сюжеты должны быть не похожи, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действия.
Театр-экспромт не имеет ни каких возрастных ограничений.
Учащиеся с большим желанием и интересом принимают участи в “представлении”. Они знакомятся с историей возникновения праздников в англо-говорящих странах и сказками через интерактивную форму работы
Из опыта работы по театральной педагогике
(театр-экспромт)
Цель: создание коммуникативной ситуации путём вовлечения учащихся в творческую деятельность.
Задачи:
  • знакомить учащихся с иноязычной культурой через изучение особенностей языка, истории праздников, традиций, сказок народов мира,
  • развивать у учащихся воображение, творческое мышление, фантазии, чувство юмора, активность,
  • стремиться создать благоприятный психологический климат, атмосферу комфорта и взаимопонимания,
  • учить вербальному и невербальному общению.
Формы реализации технологии:
  • урок
  • внеклассное мероприятие по предмету
  • элективные и спецкурсы
  • работа с коллективом учащихся и их родителями
  • конкурс
  • методическая работа
  • вечер встречи с выпускниками
Участники игры должны:
  • эмоционально играть свою роль,
  • использовать мимику и жесты,
  • проявлять свой талант и творчество.
  • импровизировать,
  • выполнять инструкции учителя,
  • наслаждаться игрой.
Роль учителя:
  • найти/написать интересный сюжет,
  • проявить фантазию и чувство юмора в его адаптации,
  • организовать начало представления,
  • мотивировать аудиторию,
  • играть ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.30 | Просмотров: 16

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!