Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся


Автор(ы): Трубачеева Светлана Антроповна, учитель физики и математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться полностью на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит таким эффективным педагогическим средствам, как внеклассные мероприятия по предмету и организация игровой деятельности на уроках. Я хочу остановиться именно на играх, ведь организация игровой деятельности является одним из наиболее эффективных среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению.
Игра является одним из видов активной деятельности. Она способствует приобретению знаний, развитию различных качеств личности, активизирует учебный процесс.
К сожалению, в педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Многие классики русской педагогики уделяли большое внимание игре, отмечая какие широкие возможности создают игровые моменты на уроках, – это решение и воспитательных, и обучающих, и развивающих задач. Конечно, необходимо учитывать возраст школьников. Чем они младше, тем игра им более нужнее. В процессе учебных занятий можно использовать различные игры и модели игровых моментов из телевизионных передач: “Умники и умницы”, “Звездный час”, “Слабое звено”, “Поле чуде” и т.д. Можно и самому учителю сконструировать новую игру, составление ребусов, кроссвордов, различных викторин. Учащиеся с удовольствием “втягиваются” в игры. Ведь в процессе игры рождается азарт соревнования, а это сильный побуждающий мотив. Нельзя забывать о том, что игра должна быть доступной ее цель - достижимой, обязательно красочное, разнообразное оформление, чтобы дети получили удовлетворение от участия в игре, веселое настроение и удовольствие от игры. Чтобы игра достигла своей цели, необходим один из главных элементов – это ее эмоциональность.
В старших классах нельзя отказываться совсем от игр. Здесь уместны различные виды более “взрослых” игр: научные конференции, КВН, игры-диспуты и т.д. Дети в процессе игры чувствуют себя взрослыми, ведь они выступают на конференциях в качестве ученых, отстаивают и делают различные выводы.
Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Ниже хочу дать описание двух игр, которые можно провести как на уроке, так и вне урока.

Поле чудес

Электричество

• Всем известен вольтов столб, это первый в мире источник постоянного тока. Это изобретение открыло новую эру в исследовании электрических явлений.
Известный русский ученый в 1802 г. изготовил огромную батарею. Она состояла из 4200 медных и цинковых кружков, между каждой парой которых прокладывали картонные кружочки, пропитанные раствором нашатыря. Эта батарея представляла собой 2100 медно-цинковых гальванических элементов, соединенных последовательно. Напряжение на ее зажимах, вероятно, составляло 1650-1700 В. Это был первый в истории источник постоянного тока сравнительно высокого напряжения.
Задание. Назовите фамилию ученого, создавшего этого источник электрического тока.
Ответ. Петров.
• Говорят: в мир техники электрохимия въехала на медных конях. Это те кони, которых в натуре на фотографии все видели на фронтоне Большого театра в Москве. Как же их сделали?
Сейчас я попрошу вас вспомнить применения электролиза в технике. Одно из применений электролиза – это осаждение путем электролиза тонкого слоя металла на каких-либо металлических предметах. Цель его – защищать изделие от ржавления, сделать его более прочным и красивым.
Задание. Назовите этот самый дешевый и быстрый способ нанесения металлических покрытий.
Ответ. Гальваностегия.
• В 1836 г. русский ученый Б.С.Якоби изобрел способ получения с помощью электролиза весьма точных металлических копий рельефных предметов. Именно этим способом были изготовлены те кони, с которых я начала предыдущий вопрос.Русское техническое общество, отмечая пятидесятилетие изобретения Б.С.Якоби, признало его столь же важным, как изобретение книгопечатания.
Задание. Назовите этот способ получения с помощью электролиза копий рельефных предметов.
Ответ. Гальванопластика.
• Обработка металлов анодным растворением была предложена в 1928 г. одним известным советским изобретателем. Этим методом можно быстро и точно обрабатывать изделия из очень прочных и твердых металлов, причем они могут быть весьма больших размеров и сложной формы.
Задание. Назовите фамилию изобретателя метода обработки металлов анодным растворением.
Ответ. Гусев.
• На электротехнической выставке в Париже в 1881 г. был показан только что изобретенный прибор. В этом приборе выявилось одно из очень важных преимуществ электричества – возможность легко и удобно управлять током.
Задание. Назовите этот прибор.
Ответ Выключатель.
• Всем вам, ребята, хорошо известен знаменитый закон Ома. Работу Ома встретили в Германии очень хорошо. В 1833 г. ученый был уже профессором политехнической школы в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы один французский физик на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но ему было указано, что установленный им закон еще в 1827 г. был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под другим именем.
Задание. Под чьим именем изучают закон Ома во Франции?
Ответ. Пулье.

Игра

Проверим наши знания.
Правила игры похожи на правила телевизионной игры “Золотая лихорадка”. Каждому игроку вручается карточка с порядковым номером 1, 2, 3 и т.д. Игра проходит в несколько туров. Победителем каждого тура становится игрок, давший последний правильный ответ.

Содержание игры

Тур 1

• Перечислить автомобильные заводы СНГ.
Ответ:
ГАЗ-Горьковский автомобильный завод,
ВАЗ-Волжский автомобильный завод,
УАЗ-Ульяновский автомобильный завод,
ЗИЛ-завод имени Лихачева,
МАЗ-Минский автомобильный завод…
• Иностранные автомобильные фирмы.
Ответ. БМВ, Тойота, Мерседес, Опель, Мицубиси, Шевроле, Рено, Вольво, Фольксваген, Форд, Ниссан…
• Марки автобусов.
Ответ. ПАЗ, ЛуАЗ, Икарус, ЛиАЗ…
• Марки мотоциклов.
Ответ. Иж-Юпитер, Иж-Планета, Урал, Днепр, Ява, Минск,..
• Марки самолетов.
Ответ. ТУ, АН, АНТ, МИГ, СУ, ПО,..

Тур 2

• Основные константы.
Ответ:
Ускорение свободного падения … 9,80665 m/c2
Число Авогадро … 6,02*1023 моль-1
Постоянная Больцмана … 1,83*10-23 Дж*К
Абсолютный нуль температуры … -273,15°С и т.д..
• Виды электромагнитных излучений.
Ответ. Низкочастотные электрические колебания, радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, гамма-излучение.
• Цвета видимой части спектра.
Ответ. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
• Элементарные частицы.
Ответ. Фотон, лептоны, мезоны, барионы (протон, нейтрон) ...

Тур 3

• Разделы физики.
Ответ. Динамика, механика, электричество, оптика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика,..
• Электростанции различного типа.
Ответ:<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.01.31 | Просмотров: 331

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340