Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Структура урока информатики в начальной школе - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Структура урока информатики в начальной школе


Автор(ы): Григоренко Марина Владимировна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок нельзя закончить, можно только объявить большую перемену.
Автор неизвестен
“Чему учить и как учить? ”. В последнее время этот вопрос возникает всё чаще и чаще, ведь сейчас за партами сидят жители нового тысячелетия. Обсуждение проблемы “Чему учить детей для подготовки их к жизни в ХХI веке” известными экспертами в области образования США позволило журналу Форчун” сформулировать рекомендации в виде следующего набора целей обучения:
  • приобретение навыков эффективной устной и письменной коммуникации;
  • понимание принципов высшей математики, включая способность применять их к фактической деятельности;
  • овладение компьютерной и иной техникой для получения и использование информации;
  • понимание того, как функционирует правительство и экономика страны;
  • важнее всего - способствовать, видеть, ставить и формулировать проблемы и творчески работать над их разрешением.
В национальном докладе Российской федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика” (Москва, июль 1996г.), было отмечено, что школьный курс информатики теперь рекомендуется подразделять на три этапа:
  1. Пропедевтический курс (I-IV классы).
  2. Базовый курс (VII-IX классы).
  3. Курс информатики, дифференцированный по объему и содержанию в зависимости от направленности допрофессиональной подготовки школьников (X-XI классы).
Там же было указано, что в настоящий момент подготовлен ряд учебных пособий, однако все они предназначены для V - XI классов.
По мере того, как курс информатики спускается все ниже и ниже, у преподавателей увеличивается количество подготовок и уменьшается время на каждую из них. Это то, что характерно сейчас для обычной массовой школы.
Сейчас рассматриваются разные варианты составления программ для начальной школы. В работе предлагается примерное планирование учебного материала и рассматривается структура урока в начальной школе.
Приводя в соответствие содержание образования и линии государственного стандарта, получим:
Линии стандарта Первый год обучения Второй год обучения
Линии информационных процессов Н П
Линия информационных технологий Н У
Линии исполнителя (компьютера) Н П/У
Алгоритмическая линия Н
Линия представления информации
Линия моделирования
Условные обозначения:
Н – новые;
У – углубленное представление;
П – повторение.
Линия информационных процессов.
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: получить представление о сущности информационных процессов; познакомиться со способами измерения информации, единичными количества информации (бит, байт).
Учащиеся должны: иметь представления о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.
Алгоритмическая линия.
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивать учащимся возможность: понять смысл понятия “алгоритм”, иметь представление о СКИ. Понять возможность автоматизации деятельности человека; начать осваивать линейную конструкцию с выбором минимального решения; применять алгоритмические конструкции для построения алгоритма решения учебных задач.
Учащиеся должны: понимать сущность понятия алгоритм; видеть линейную алгоритмическую конструкцию и уметь использовать её для построения алгоритмов; записать с учётом СКИ алгоритм решения простой задачи.
Линия исполнителя (компьютера).
Изучения учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: знать названия и иметь представления о назначении основных устройств компьютера и его периферии; познакомится с основными элементами развития ВТ.
Учащиеся должны: знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ; знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера и периферии; уметь включать и выключать ЭВМ; регистрироваться и разрегистрироваться в сети; осознанно работать с клавиатурой, переключать регистры.
Линии информационных технологий.
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: пользоваться простым графическим и текстовым редактором.
Учащиеся должны уметь: набрать и откорректировать простой текст, построить изображение с помощью текстового редактора; сохранять файл на дискете и при необходимости его считывать.
Концептуально курс базируется на следующих идеях:
  • Параллельность в прохождении основных содержательных блоков (”плетенки”).
  • Включение учащихся в различные виды деятельности.
Задания должны предлагаться в игровой форме.
Практическая направленность курса.
Нет работы “в корзину”. Вся работа, проводимая на уроке, нужна для чего-то.
В кабинете старшие всегда опекают младших; и эта цепочка тянется сверху вниз.
Каждый урок – маленький успех.
Служебность курса по отношении к другим предметам.
В формах организации как важнейшем компоненте учебного процесса в единстве выступают цели, содержание и методы обучения.
Основная дидактическая единица – факультативное занятие.
Рассмотрим организационные особенности проведения занятий:
  • выбор факультатива осуществляется по желанию родителей и детей;
  • занятия ведутся в рамках факультатива, который включён в расписание во второй половине дня;
  • информатика ставится в расписание после прогулки и обеда;
  • класс делится на 2 подгруппы, занятия в которых чередуются в течение одного дня.
Класс делится на две подгруппы по усмотрению учителя начальной школы. Более слабую подгруппу я стараюсь поставить последней. Постепенно из нее вырастает одна личность, вторая к концу начальной школы группы должны быть равными. Это важно, так как в средней школе группы комплектуются уже с учётом дополнительных занятий детей.
Это противоречие может быть сглажено другой структурой занятия и его делением на этапы, предлагаемой мною и апробированной в течение последних четырех лет.
Рассмотрим структуру занятия.
Структура занятия: Время
1. Организационный момент. 2 – 3 минуты
2 Работа с печатными материалами(книги, тетрадь) 12 – 15 минут
3. Игровая разминка. 7 – 10 минут
4. Работа с компьютером. 12 – 15 минут
5. Подведение итогов. 2 – 3 минуты
Такое деление урока на этапы продиктовано следующими соображениями:
  • необходимость смены видов деятельности;
  • предупреждение переутомления детей (с развитием самостоятельности дробность этапов урока уменьшается);
  • помощь в достижении целей занятия.
Игровая пауза – одно из наиболее эффективных мер предупреждения излишней утомляемости на уроке. Причем это игры из категории подвижных.
Такое деление не является жестким, варьируется в соответствии с содержанием. При этом учитывается не только содержание, но и особенности восприятия возраста.
Отбор содержания образования произведен с учетом возрастных особенностей детей, в основе которого лежит содержание федерального стандарта по предмету “Информатика”.
Поурочное планирование.
Рассмотрим таблицу соответствия изучаемых тем и основных этапов урока.
Первый год обучения.
Тема Игровая пауза Работа с компьютером
1 Знакомство “Кто самый внимательный” Работа с уже загруженным ПО (по усмотрению учителя)
2 Правила работы с компьютером “Кто самый внимательный” Работа с мышью (любая раскраска)
3 История ВТ (домеханический период) “Кто самый внимательный” Работа с мышью (любая раскраска)
4 История ВТ (механический период) Игра “Внимание” Работа с мышкой.
5 История ВТ (электронно-механический) Игра “Внимание” Работа с КТ.
6 История ВТ (электронный) Игра “Внимание” Работа с КТ.
7 История ВТ (обобщение) “Кто быстрее соберет” Работа с КТ.
8 История ВТ (итоговый урок)
9 Профессии компьютера “Кто быстрее соберет” Работа с КТ.
10 Профессии компьютера “Кто быстрее соберет” Работа в текстовом редакторе (ТР) “Придумай слова”
11 Устройство компьютера (основные элементы) “Построй в темноте” Компьютерный диктант
12 Устройство компьютера (клавиатура, мышка) “Построй в темноте” Работа с ТР “в алфавитном порядке”
13 Устройство компьютера (принтер, монитор) “По кругу” “Зигзаг на доске”(ГР)
14 Устройство компьютера (память) По кругу “Зигзаг на доске”(ГР)
15 Устройство компьютера (диск и дискета) ВУ Дорисуй (ГР)
16 Устройство компьютера (дисководы) ВУ Дорисуй (ГР)
17 Устройство компьютера (байт и бит) ВУ Дорисуй (ГР)
18 Устройство компьютера (центральный процессор) ВУ Дорисуй (играем вместе)
19 Обобщающий урок
20 Устройство компьютера (модем) “Обойди спину” Без ошибок (ТР)
21 Устройство компьютера (световое перо и графопостроитель) “Обойди спину” Без ошибок (ТР)
22 Итоговый урок.
23 Вирусы Зашифрованное задание Любая игра на выбор, просто рисунок, просто поздравление
Примечания к таблице:
  • Оставшееся количество часов может быть использовано в течение года на интегрированные уроки по договоренности с преподавателем начальной школы. Это связано, с одной стороны , с большой загруженностью кабинета информатики, а с другой, формирует у детей навыки общеучебной культуры работы с информацией.
  • Выбор программного обеспечения осуществляет учитель. Используемое ПО стандартное, если в кабинете есть пакет из серии “Роботландия”, “Никитин”, “Компьютер и детство”, то можно пользоваться соответствующими пакетами.
  • Процедуру загрузки и регистрации нужно автоматизировать максимально.
  • Все ПО загружено учителем.
  • Все игры первого года направлены на развитие внимания.
  • Жирным в таблице выделены те моменты урока, которые появились впервые.
  • Игры рассчитаны на несколько уроков, поскольку все дети хотят играть.
При этом акцент (в таблице выделен жирным) ориентирован не только на содержание, но и на особенности восприятия возраста.
Второй год обучения.
Тема Игровая пауза Работа с компьютером
1 Введение. Инструкция по ТБ. Движение по памяти Работа с ПО
2 Повторение. Устройство компьютера. Движение по памяти Компьютерный диктант
3 Повторение.История ВТ Вспомни не глядя Работа с ГР
4 Алгоритм Вспомни не глядя Процесс регистрации и разрегистрации в сети как пример алгоритма
5 Система команд исполнителя Скопируй позы В природе этого нет
6 Программа. Правила записи

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.02 | Просмотров: 250

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340