Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков
Опыт применения метода проектов в образовательном процессе средней школы (на примере английского языка)
Автор(ы): Ракетская Ольга Александровна, учитель английского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка. Причем приоритетной признается направленность на индивидуальное развитие личности, талантов, креативности и способностей индивида. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно актуальна данная проблема в процессе обучении иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранных языков в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимся своих собственных речевых продуктов. А это требует самостоятельности мышления и креативности. Тем не менее, по-прежнему действует инерция общего подхода к учебной деятельности учащегося и его самостоятельной работе с позиции учителя. Опора на приоритетную роль преподавателя, преимущественно на его внешнее управляющее воздействие, каким бы совершенным оно ни было, оставляет обучаемого в позиции объекта учебной деятельности, зависимого от преподавателя. В современной практике преподавания иностранных языков эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. К таким технологиям относится проектная технология (метод проектов). Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести[2]. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы. В предлагаемой методической разработке урока - проекта прослеживаются все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Учитель выступает в данной учебной ситуации как инициатор, партнер по выполнению проектного задания. Исходя из опыта работы, для постановки проблемы, стимулирования интереса учащихся учитель может использовать предварительное чтение, просмотр или прослушивание различных аудио- и видеоматериалов, опросники, проблемные задачки. Далее учитель передает инициативу и ответственность за проект учащимся в группе. Особое внимание следует уделить оценке проекта и его презентации. В качестве средств оценки могут быть использованы опросники, анкеты, оценочные шкалы для обсуждения качества, дневник рефлексивной самооценки. Несмотря на то, что по сути проектной технологии учитель не вмешивается в согласованный с учащимися мониторинг и процедуру оценки проекта, тем не менее, учителю целесообразно вести свой дневник наблюдений за работой учащихся и отмечать динамику осуществления проекта. Критерии оценки определяются творческим характером проектной работы и включают такие параметры, как 1) оценка собственно проекта; 2) оценка качества текста; 3) оценка качества презентации; 4) оценка вклада в работу над проектом каждого участника; 5) оценка умения взаимодействовать в группе [1]. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким - либо образом (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад). Урок - проект “An Ideal Welfare State”. Предмет: английский язык Класс: 11-й класс средней школы Характер проекта: частично исследовательский монопроект с открытой координацией Дидактическая база урока: иллюстрации, схемы, ватман для практической работы учащихся, учебник English 10-11, Student’s Book под редакцией В.П. Кузовлева, М.: Просвещение, 2003, С. 168 -169. Техническое оснащение: аудиомагнитофон, аудиозаписи песен на английском языке. Учебная цель: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико - грамматического материала в новых ситуациях общения; сопутствующая задача - скрытый контроль уровня сформированности речевых умений. Развивающая цель: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия - к подбору речевых средств, адекватных цели и ситуации, к импровизации, к планированию своего высказывания, воображению. Воспитательная цель: формирование гуманитарного мировоззрения - способности к решению проблем, связанных с выживанием и милосердием, воспитание правового сознания, способности к пониманию чужой точки зрения на социальные проблемы. Хронокарта урока - проекта: № | Этап проекта | Время | I. | Организационная часть | 5 мин. | II. | Warm - up activities | 5 мин. | III. | Обозначение проблемы | 10 мин. | IV. | Планирование проекта, выбор средств | 10 мин. | V. | Выполнение проекта, составление рабочего варианта | 15 мин. | VI. | Составление окончательного варианта проекта | 10 мин. | VII. | Презентация проекта | 10 мин. | VIII. | Оценка проекта | 10 мин. | IX. | Подкрепление. Follow - up. | 5 мин. | Общее время урока: 80 мин. Ход урока-проекта Содержание урока | Время ( мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование | I.Организационная часть. | 5 мин. | I.Приветствует учащихся. | I. Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. | С целью: организует и дисциплинирует учащихся, активизи-рует внимание. | II. Warm - up activities. | 5 мин. | II.Организует работу учащихся по цепочке. | II. По цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них. | С целью: создает благоприятную обстановку для решения коммуникативных задач. | III. Обозначение проблемы. | 10 мин. | III.1) - I’m glad, that everybody is fine. You know, there are people in this country who aren’t well. In fact, they need help. Демонстрирует иллюстрации с изображением категорий граждан, нуж-дающихся в социальной защите. | III.1) Внимательно слушают учителя, определяют категории граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке государства. | С целью: наглядного обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, развивает познавательный интерес. | III.2) Организует работу учащихся в группах-комитетах, обозначаетпр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.02.08 | Просмотров: 246
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|