Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Уравнения


Автор(ы): Скотникова Лариса Николаевна, учитель начальных классов

Цели Познакомить учащихся с понятием уравнения и алгоритмом их решения.Закрепить навыки счёта в пределах 20.
Развивать коммуникативные навыки.
Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия.
Оборудование, демонстрационный материал Для учителя - карточка девиз урока, набор цифр, распечатки заданий, памятка Как решить уравнение, магниты. Для учащихся - учебник, тетрадь, касса цифр, учебник.
Пояснительная записка к уроку В формировании у младших школьников представлений об уравнении можно выделить 2 этапа.1 этап - подготовительный
На этом этапе учащиеся усваивают правила взаимосвязи компонентов и результата арифметических действий, которые в дальнейшем будут использовать как способ решения уравнений.
На первом этапе выполняются специальные упражнения - выражения с окошечками. Они способствуют формированию у детей представления о переменной и о верном и неверном числовом равенстве. Выполняя указанные упражнения учащиеся овладевают ещё одним способом решения уравнений - подбором числового значения, при котором уравнение обращается в верное равенство.
2 этап- знакомство с уравнением и овладение способом его решения.
Введение понятия уравнения фактически сводится к замене в равенстве окошечка латинской буквой Х и к введению понятия неизвестное число.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность На доске карточка с девизом урока: Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (ответы детей)
- Как на уроке мы можем пополнять кузовок? (узнавать что-то новое, старательно выполнять задания, выполнять задания без ошибок и т.д.)
- Чем вы пополнили свой кузовок на уроках математики? В чём вы уже добились успеха? (ответы детей)
- Без чего вам не обойтись при изучении нового материала? (то, что мы уже знаем и умеем)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.Цель этапа: актуализировать знания о числах натурального ряда чисел и составе числа, понятие равенства и неравенства, зафиксировать затруднение при нахождении в равенстве неизвестного числа, обозначенного буквой. 1. Посчитайте сколько в классе окон? парт? девочек? цветов? (работа в парах).- Назови числа от 1 до 20, от 18 до 12, от 11 до 2. Кто не допустил ошибки? Молодцы!
- Назовите предыдущее число числа 2, числа 17. Как получить предыдущее число?
- Назовите последующее число числа 5, числа 14. Как получить последующее число?
2. Дан ряд чисел: 4 5 9.
- Что вы можете сказать о данных числах? (однозначные, расположены в порядке возрастания)
- Какие действия с однозначными числами вы умеете выполнять? (складывать, вычитать, сравнивать)
Игра Собираем кузовок (1 вариант - участвует весь класс, 2 вариант - ответы даёт 1 ученик, 3 вариант - соревнуются 2 ученика).
- Назовите набольшее число в данном числовом ряду (9), наименьшее (4).
- На сколько 9 больше 4? (на5) На сколько 5 меньше 9? (на 4)
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Назовите число, которое является суммой двух других чисел. (9)
- Выберите из данного ряда чисел число, которое можно представить в виде суммы одинаковых слагаемых.(4)
- Расскажите всё, что знаете о числе 4. (однозначное, чётное, предыдущее число числа 4 - 3, а последующее - 5 и т.д.).
- Какое число стоит между числами 2 и 4 (3), 4 и 6 (5)?
- Уменьшите 4 на 3. Назовите полученное число. (1)
- Увеличьте 4 на 5. Назовите полученное число. (9)
- Задуманное число больше числа 4 на 4. Назовите это число. (8)
- На сколько 4 меньше 7? (на 3)
- На сколько 4 больше 0? (на 4)
- Кто смог найти правильные ответы на все вопросы? У кого правильных ответов было больше? Молодцы!
3. Индивидуальное задание.
Найдите значения выражений и запишите в строчку:
0+8-7 У
5+3-4 В
9-7+6 И
8-5+3 Е
6-2+5 Е
6-5+4 Н
1+8-6 А
4+3-5 Р
4+0+3 Н
Проверьте правильность выполнения задания: 1 8 5 3 7 4 6 9 2
(самопроверка по образцу).
- Кто решил все выражения без ошибок? У кого правильных ответов было больше? Молодцы!
4. Сравните выражения с помощью знаков <, > и =. Ответ обоснуйте.
(на данном этапе дети устанавливают взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания)
9-4:9-6
7см-4см:7см+1см
2+7:7+2
3л+4л:3л+5л
0+8:8-0
8кг-3кг:5кг-3кг
- На какие две группы можно разделить данные выражения? (Равенства и неравенства).
На доске: РАВЕНСТВО НЕРАВЕНСТВО
- Когда выражение можно назвать равенством? (Когда значение правой части равно значению левой части и межу ними стоит знак равно, т.е. знак равенства).
На доске: РАВЕНСТВО =
5. 3+_=7
- Какое число нужно вставить в окошечко, чтобы получилось верное равенство? (4)
_+5=9
- Объясни, почему числа 1,3,5 нельзя вставить в окошко? (выражение не будет являться равенством)
_-2=4
- Что получится, если в данное окошко мы запишем число 8? (неравенство)
Какое число нужно записать в окошко? (9) Почему? (т.к. 8-4=4, а не 5).
6. Разбейте фигуры на части и составьте равенства:
т+к=ф
3+6=9
к+_=ф
6+_=9
_-т=к
_-3=6
ф-_=т
9-_=3
-Вставьте в окошки пропущенные буквы и цифры.
-Назовите целое и части в числовых равенствах.
-Как найти целое? (Неизвестно целое. Нужно сложить известные части)
Как найти часть? (Неизвестна часть. Надо из целого вычесть другую часть.)
На доске: Ц-?
Ч+Ч
Ч-?
Ц-Ч
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельностиЦель этапа: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности, сформулировать цель и тему урока. (Для иллюстрации решения лучше на доске изобразить чашечные весы, на которых размещены мешочки с яблоками: 2 мешочка на левой чаше весов, а 1- на правой. Весы находятся в состоянии равновесия. )__________1 чаша________ ______2 чаша_______
- Что вы можете сказать о состоянии весов? (находятся в равновесии)
- Какой знак нам поможет обозначить равенство? (=).
- Что вы можете сказать о нашем равенстве? (На правой чаше в мешочке находятся 9 яблок, а на левой - в одном мешочке - 5 яблок, а в другом - неизвестно).
Учитель обозначает ответы детей под мешочками с помощью 5,_,9.
- Какое выражение можно составить? (5+_=9).
- Неизвестные компоненты можно обозначить по-разному, например, как окошечко, но чаще всего в математике используют латинскую букву Х.
(Учитель обозначает на мешочке Х.)
- Какое равенство можно составить? (5+Х=9).
5+_=9 5+Х=9
- Что общего в данных выражениях? (Это равенства, есть неизвестное число, 1 слагаемое равно 5, 2 слагаемое неизвестно, значения суммы равны, выражения на нахождение суммы)
- В чём вы видите различие? (неизвестное число обозначено по-разному: в первом равенстве неизвестное число закрыли -_, а во втором - обозначили буквой Х.)
- Запись какого из данных выражений вам не встречалась ранее? (второго, 5+Х=9)
- Знаете ли вы, как называются в математике данные записи выражений? (?)
А как найти неизвестное число в данных равенствах? (?)
- Что сегодня вы хотели бы узнать на уроке? Чему научиться? (Как называются равенства, в которых неизвестное число обозначили буквой и как их решить)
- Какие варианты названий можете предложить вы?
4. Выход из затруднения, открытие нового знания.Цель этапа: формировать способность к распознаванию, выражению в речи разными способами и доказательству высказываний об уравнении Разгадка близка. 1. - Расставьте ответы из задания № 3 в порядке возрастания и запишите под каждым числом соответствующую букву (самостоятельная работа).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
у р а в н е н и е
- Как же называются равенства, которые содержат неизвестное число и оно обозначено буквой? (уравнения)
- Можете ли вы предположить, почему данное равенство так назвали? (ответы детей)
Установление сходства и различия в равенствах.
Найдите неизвестное число.
5+_= 9
- Что неизвестно в 1 равенстве? (Часть.)
-...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.08 | Просмотров: 7

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!