Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Элективный курс Химия и здоровье для учащихся 9-х классов
Автор(ы): Шульженко Наталья Викторовна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время мы стоим на пути к школе без классов. И это о многом заставляет нас, учителей-предметников задуматься. Именно элективные курсы создают предпосылки для того, чтобы мы начали пробовать варианты иного, нежели “по классам”, способа организации учеников в школе. Администрация нашего лицея организовала проведение элективных курсов внутри учебного заведения. Нам позволили собрать вместе учеников в группы по интересам, и помочь расширить образовательные горизонты учащихся внутри лицея, дать им новые ориентиры для самооценки, а учителям-предметникам предоставить возможность работать в группах по интересам. К сожалению, у многих возникли трудности. И одни из них это новые технологии, отсутствие учебника, много времени тратится на подготовку одного занятия. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается авторская программа элективного курса (предпрофильного) для учащихся 9 класса. Данный курс успешно был апробирован в 2004–2005 учебном году, и ноябре – декабре 2005 учебного года в лицее, где я работаю. Идея создания такого курса возникла не случайно. Переход к профильному обучению, к которому готовятся все российские школы, у нас это пока – эксперимент, требует от учителя нового видения учебного предмета и содержания образования. Именно в 9 классе начинается предпрофильная подготовка. Это этап дифференциации интеллектуальных и познавательных способностей школьников, и одновременно, мягкой профилизации образования. У девятиклассников складываются представления о творческой научно-практической и научно-исследовательской деятельности; накапливаются умения самостоятельно расширять свои знания по отдельной области. Учащиеся постигают логику научной деятельности: исследование явления, накопление информации о нем, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение их. Постижение методов научного познания. Наш курс, это обязательный курс по выбору, как и все предложенные в лицее имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Ведь иногда, введение новых для учащихся представлений и понятий осуществляется непосредственно в процессе изучения природных объектов и проблем, решаемых в обществе. Таков, предложенный нами элективный курс “химия и здоровье”. Задача его – рассмотреть химико-биологический аспект проблем, интересующих на данный момент общество и отдельного представителя общества – учащегося. А это, как известно – проблема формирования и воспитания толерантной личности учащегося. Цель курса, в общем, не формирование системы знаний у учащихся, (да это и невозможно сделать за такой короткий срок – 12–16 занятий) а просто возбуждение у них интереса к предметам естественного цикла, желание их дальнейшего изучения в 10–11 классах на повышенном уровне. А также подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического и биологического образования в старших классах. Еще одна важная цель данного курса – это знакомство учащихся с основами валеологических знаний, ведь самое драгоценное у человека это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Ненавязчивое погружение учащихся в широкий круг проблем, решаемых на данном этапе современной наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в решении обозначенных проблем. Таким образом. Мы стремились придать химическому и биологическому образованию некоторую занимательность. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни. № занятия | Тема занятия | Количество часов | Цели и задачи занятия | 1. | Введение. | 1 час. | - обосновать цели и задачи курса “Химия и здоровье”;
- поднять важность и значимость проблемы здоровья в современном обществе;
- подчеркнуть важность здоровья, как вопрос личного выбора.
| 2. | Практикум: проверь свой образ жизни. | 1 час. | - с помощью тестов и таблиц для самоконтроля провести оценку, насколько здоровый образ жизни мы ведем;
- сделать выводы на основе полученных результатов;
- познакомить учащихся с основными правилами для начала правильной жизни (Приложение 1). Ознакомить учащихся с химией клетки и работой ферментов.ной системе поддержания баланса в организме;стать здоровыми и счастл
| 3. | Химия организма человека или “равновесие и порядок – ключ к жизни”. | 1 час. | - дать общее представление о гомеостазе организма, как сложной системе поддержания баланса в организме;
- рассмотреть химические элементы человеческого организма;
- познакомить учащихся с химией клетки и работой ферментов (Приложение 2).
| 4. | Пища как источник энергии. | 1 час | - познакомить с калориметрией;
- дать сведения о расходе энергии при выполнении различных видов работ;
- научить измерять энергетический потенциал различных продуктов (Приложение 3).
| 5, 6. | Диета. Дневник питания. | 2 часа | - научить оценивать пищевую ценность различных продуктов питания;
- научиться анализировать свой рацион питания с целью выяснения правильности питания;
- познакомить с различными видами диет, их значением в поддержании здоровья организма человека.
| 7. | Энергия и физические упражнения. | 1 час | - познакомить учащихся с энергетическими возможностями жиров, белков, углеводов;
- сформировать знания о том, как организм использует различные источники энергии при физических нагрузках.
| 8. | Практикум: “О правильной осанке или выпрямись!” | 1 час | - дать представление о правильной осанке, ее значении в жизни и здоровье человека;
- понятие о корригирующей гимнастике и ее значении в формировании правильной осанки (Приложение 4).
| 9. | Химия кожного покрова или химия поддержания чистоты. | 1 час | - сформировать у учащихся убеждение в том, что чистота тела не только придает приятный внешний вид, но и является непременным условием здоровья, а главное, что за поддержанием чистоты и приятного внешнего вида стоят определенные химические процессы.
| 10. | Кожа – наша защита. | 1час | - актуализировать общее представление о коже полученное учащимися при изучении курса “Человек”, в 8 классе;
- дать общее представление о коже как защитном барьере в организме человека.
| 11. | Яды и лекарства в нашем доме и нашем организме. | 1 час | - дать обще...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.10 | Просмотров: 1048
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|