Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс Химия и здоровье для учащихся 9-х классов - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Элективный курс Химия и здоровье для учащихся 9-х классов


Автор(ы): Шульженко Наталья Викторовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время мы стоим на пути к школе без классов. И это о многом заставляет нас, учителей-предметников задуматься. Именно элективные курсы создают предпосылки для того, чтобы мы начали пробовать варианты иного, нежели “по классам”, способа организации учеников в школе. Администрация нашего лицея организовала проведение элективных курсов внутри учебного заведения. Нам позволили собрать вместе учеников в группы по интересам, и помочь расширить образовательные горизонты учащихся внутри лицея, дать им новые ориентиры для самооценки, а учителям-предметникам предоставить возможность работать в группах по интересам.
К сожалению, у многих возникли трудности. И одни из них это новые технологии, отсутствие учебника, много времени тратится на подготовку одного занятия.
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается авторская программа элективного курса (предпрофильного) для учащихся 9 класса. Данный курс успешно был апробирован в 2004–2005 учебном году, и ноябре – декабре 2005 учебного года в лицее, где я работаю.
Идея создания такого курса возникла не случайно. Переход к профильному обучению, к которому готовятся все российские школы, у нас это пока – эксперимент, требует от учителя нового видения учебного предмета и содержания образования. Именно в 9 классе начинается предпрофильная подготовка. Это этап дифференциации интеллектуальных и познавательных способностей школьников, и одновременно, мягкой профилизации образования. У девятиклассников складываются представления о творческой научно-практической и научно-исследовательской деятельности; накапливаются умения самостоятельно расширять свои знания по отдельной области. Учащиеся постигают логику научной деятельности: исследование явления, накопление информации о нем, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение их. Постижение методов научного познания.
Наш курс, это обязательный курс по выбору, как и все предложенные в лицее имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Ведь иногда, введение новых для учащихся представлений и понятий осуществляется непосредственно в процессе изучения природных объектов и проблем, решаемых в обществе. Таков, предложенный нами элективный курс “химия и здоровье”.
Задача его – рассмотреть химико-биологический аспект проблем, интересующих на данный момент общество и отдельного представителя общества – учащегося. А это, как известно – проблема формирования и воспитания толерантной личности учащегося.
Цель курса, в общем, не формирование системы знаний у учащихся, (да это и невозможно сделать за такой короткий срок – 12–16 занятий) а просто возбуждение у них интереса к предметам естественного цикла, желание их дальнейшего изучения в 10–11 классах на повышенном уровне. А также подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического и биологического образования в старших классах. Еще одна важная цель данного курса – это знакомство учащихся с основами валеологических знаний, ведь самое драгоценное у человека это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Ненавязчивое погружение учащихся в широкий круг проблем, решаемых на данном этапе современной наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в решении обозначенных проблем. Таким образом. Мы стремились придать химическому и биологическому образованию некоторую занимательность. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни.
№ занятия Тема занятия Количество часов Цели и задачи занятия
1. Введение. 1 час.
  • обосновать цели и задачи курса “Химия и здоровье”;
  • поднять важность и значимость проблемы здоровья в современном обществе;
  • подчеркнуть важность здоровья, как вопрос личного выбора.
2. Практикум: проверь свой образ жизни. 1 час.
  • с помощью тестов и таблиц для самоконтроля провести оценку, насколько здоровый образ жизни мы ведем;
  • сделать выводы на основе полученных результатов;
  • познакомить учащихся с основными правилами для начала правильной жизни (Приложение 1). Ознакомить учащихся с химией клетки и работой ферментов.ной системе поддержания баланса в организме;стать здоровыми и счастл
3. Химия организма человека или “равновесие и порядок – ключ к жизни”. 1 час.
  • дать общее представление о гомеостазе организма, как сложной системе поддержания баланса в организме;
  • рассмотреть химические элементы человеческого организма;
  • познакомить учащихся с химией клетки и работой ферментов (Приложение 2).
4. Пища как источник энергии. 1 час
  • познакомить с калориметрией;
  • дать сведения о расходе энергии при выполнении различных видов работ;
  • научить измерять энергетический потенциал различных продуктов (Приложение 3).
5, 6. Диета. Дневник питания. 2 часа
  • научить оценивать пищевую ценность различных продуктов питания;
  • научиться анализировать свой рацион питания с целью выяснения правильности питания;
  • познакомить с различными видами диет, их значением в поддержании здоровья организма человека.
7. Энергия и физические упражнения. 1 час
  • познакомить учащихся с энергетическими возможностями жиров, белков, углеводов;
  • сформировать знания о том, как организм использует различные источники энергии при физических нагрузках.
8. Практикум: “О правильной осанке или выпрямись!” 1 час
  • дать представление о правильной осанке, ее значении в жизни и здоровье человека;
  • понятие о корригирующей гимнастике и ее значении в формировании правильной осанки (Приложение 4).
9. Химия кожного покрова или химия поддержания чистоты. 1 час
  • сформировать у учащихся убеждение в том, что чистота тела не только придает приятный внешний вид, но и является непременным условием здоровья, а главное, что за поддержанием чистоты и приятного внешнего вида стоят определенные химические процессы.
10. Кожа – наша защита. 1час
  • актуализировать общее представление о коже полученное учащимися при изучении курса “Человек”, в 8 классе;
  • дать общее представление о коже как защитном барьере в организме человека.
11. Яды и лекарства в нашем доме и нашем организме. 1 час
  • дать обще...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.10 | Просмотров: 1048

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340