Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок химии по теме Количество вещества - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Урок химии по теме Количество вещества


Автор(ы): Великотнова Любовь Брониславовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Изучить физическую величину – количество вещества, единицу измерения количества вещества – моль, а также число Авогадро.
  2. Научить учащихся пользоваться этими понятиями, применять их при решении расчетных задач.
  3. Продолжать развивать и совершенствовать знания учащихся о таких понятиях как атом, химический элемент, металл, неметалл, химическая связь, типы и механизмы образования химической связи, химическая формула, вещество.
Задачи:
  1. Способствовать формированию мировоззренческих представлений учащихся о взаимосвязи разных свойств явлений окружающего мира.
  2. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, а также наблюдать, обобщать и делать выводы.
Оборудование:
  1. Химические вещества: Fe, S, H2O, CuSO4 количеством вещества 1 моль;
  2. Кодоскоп и кодопозитивы.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний и подготовка к восприятию.
Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока будет отрывок из поэмы М.Алигер “Ленинские горы”:
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела или явления, которая может быть измерена. Так свойству инертности тела соответствует масса, свойству пространственной протяженности – длина.
Приступая к изучению количественной характеристики веществ в химии, мы будем опираться на ранее приобретенные вами знания и умения. Сегодня на уроке познакомимся с физической величиной – количество вещества.
Наша цель не только изучить, но и научиться использовать эту величину в расчетах.
После изучения темы “Строение атома”, нами было дано определение химии как науки об элементах. Но на самом деле химики работают с веществами. Вещество – это реальная форма существования химического элемента.
Учитель: Что такое вещество?
Учащиеся: Вещество – это совокупность определенных частиц (атомов, молекул, ионов).
Учитель: Как вещества классифицируют по составу?
Учащиеся: Вещества по составу разделяют на простые и сложные.
Индивидуальные задания у доски:
1 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах йода – J2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему?
2 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах кислорода – О2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему?
Учитель: Простые вещества по свойствам делят на металлы и неметаллы. Дайте общую характеристику физическим свойствам неметаллов исходя из их строения. (В процессе беседы учащиеся дают характеристику свойствам неметаллов, затем заслушиваются индивидуальные ответы учащихся)
Учитель: Дайте общую характеристику физическим свойствам металлов исходя из их строения. В чем причина электропроводности и пластичности металлов? (Вопрос разбирается с учащимися класса)
Задание классу: (проецируется через кодоскоп)
Выберите самые электропроводные металлы:
  • золото;
  • серебро;
  • натрий;
  • железо;
  • медь;
  • марганец;
  • алюминий;
  • магний.
Учитель: Кроме простых веществ существуют также сложные вещества. Какие типы химических связей характерны для сложных веществ?
Учащиеся класса выполняют самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой.
Работа демонстрируется через кодоскоп.
вариант. Для вещества с химической формулой NaJ определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: H2, PH3, MgCl2, Br2, CaO.
вариант. Для вещества с химической формулой H2O определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: Cl2, CaF2, SO3, N2, H2S.
После выполнения письменной работы подводится итог характеристики вещества с качественной стороны и приводятся слова американского ученого Лайнуса Полинга: “Зная типы связей в молекулах любого вещества, можно объяснить его структуру и важнейшие свойства”.
Изучение нового материала.
Учитель:
В начале урока мы выяснили, что любую порцию вещества можно характеризовать разными величинами – массой, объемом. Однако для химии важно характеризовать ту или иную порцию численностью частиц, составляющих вещество. Величина, характеризующая размер данной порции вещества числом структурных частиц, называется количеством вещества. Обозначается буквой греческого алфавита v (ню) или n. Как любая величина количество вещества имеет единицу измерения. Единицей количества вещества является моль.
Учитель читает шуточное стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.)
Расскажу сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так частичек много!
1 моль вещества равен количеству вещества, содержащему столько структурных частиц данного вещества, сколько атомов содержится в 12 г. изотопа углерода 12С, а именно 6 x 1023. Величину 6 x 1023 называют постоянной Авогадро и обозначают NA, по имени ученого, который впервые использовал эту величину. Размерность её вытекает из формулы:
N 1
NA = --- = ------ или моль -1

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.14 | Просмотров: 285

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340