Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Урок химии по теме Количество вещества
Автор(ы): Великотнова Любовь Брониславовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Изучить физическую величину – количество вещества, единицу измерения количества вещества – моль, а также число Авогадро.
- Научить учащихся пользоваться этими понятиями, применять их при решении расчетных задач.
- Продолжать развивать и совершенствовать знания учащихся о таких понятиях как атом, химический элемент, металл, неметалл, химическая связь, типы и механизмы образования химической связи, химическая формула, вещество.
Задачи: - Способствовать формированию мировоззренческих представлений учащихся о взаимосвязи разных свойств явлений окружающего мира.
- Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, а также наблюдать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: - Химические вещества: Fe, S, H2O, CuSO4 количеством вещества 1 моль;
- Кодоскоп и кодопозитивы.
Ход урока Организационный момент. Актуализация знаний и подготовка к восприятию. Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока будет отрывок из поэмы М.Алигер “Ленинские горы”: О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук. Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире. Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела или явления, которая может быть измерена. Так свойству инертности тела соответствует масса, свойству пространственной протяженности – длина. Приступая к изучению количественной характеристики веществ в химии, мы будем опираться на ранее приобретенные вами знания и умения. Сегодня на уроке познакомимся с физической величиной – количество вещества. Наша цель не только изучить, но и научиться использовать эту величину в расчетах. После изучения темы “Строение атома”, нами было дано определение химии как науки об элементах. Но на самом деле химики работают с веществами. Вещество – это реальная форма существования химического элемента. Учитель: Что такое вещество? Учащиеся: Вещество – это совокупность определенных частиц (атомов, молекул, ионов). Учитель: Как вещества классифицируют по составу? Учащиеся: Вещества по составу разделяют на простые и сложные. Индивидуальные задания у доски: 1 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах йода – J2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему? 2 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах кислорода – О2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему? Учитель: Простые вещества по свойствам делят на металлы и неметаллы. Дайте общую характеристику физическим свойствам неметаллов исходя из их строения. (В процессе беседы учащиеся дают характеристику свойствам неметаллов, затем заслушиваются индивидуальные ответы учащихся) Учитель: Дайте общую характеристику физическим свойствам металлов исходя из их строения. В чем причина электропроводности и пластичности металлов? (Вопрос разбирается с учащимися класса) Задание классу: (проецируется через кодоскоп) Выберите самые электропроводные металлы: - золото;
- серебро;
- натрий;
- железо;
- медь;
- марганец;
- алюминий;
- магний.
Учитель: Кроме простых веществ существуют также сложные вещества. Какие типы химических связей характерны для сложных веществ? Учащиеся класса выполняют самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой. Работа демонстрируется через кодоскоп. вариант. Для вещества с химической формулой NaJ определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: H2, PH3, MgCl2, Br2, CaO. вариант. Для вещества с химической формулой H2O определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: Cl2, CaF2, SO3, N2, H2S. После выполнения письменной работы подводится итог характеристики вещества с качественной стороны и приводятся слова американского ученого Лайнуса Полинга: “Зная типы связей в молекулах любого вещества, можно объяснить его структуру и важнейшие свойства”. Изучение нового материала. Учитель: В начале урока мы выяснили, что любую порцию вещества можно характеризовать разными величинами – массой, объемом. Однако для химии важно характеризовать ту или иную порцию численностью частиц, составляющих вещество. Величина, характеризующая размер данной порции вещества числом структурных частиц, называется количеством вещества. Обозначается буквой греческого алфавита v (ню) или n. Как любая величина количество вещества имеет единицу измерения. Единицей количества вещества является моль. Учитель читает шуточное стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.) Расскажу сегодня, что ли, О зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех – Просто паника у всех…. Ну а в химии – изволь! Есть другое слово “моль” Прост, как небо и трава, Моль любого вещества. Но трудна его дорога: В моле так частичек много! 1 моль вещества равен количеству вещества, содержащему столько структурных частиц данного вещества, сколько атомов содержится в 12 г. изотопа углерода 12С, а именно 6 x 1023. Величину 6 x 1023 называют постоянной Авогадро и обозначают NA, по имени ученого, который впервые использовал эту величину. Размерность её вытекает из формулы: N 1 NA = --- = ------ или моль -1
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.02.14 | Просмотров: 316
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|