Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Сценарий урока Алфавитный подход к измерению информации


Автор(ы): Павелко Ирина Витальевна, учитель информатики

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся:
  • фронтальная работа,
  • работав группах,
  • индивидуальная работа.
Цели урока:
  • познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;
  • повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;
  • научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
  • ввести понятие минимального и достаточного алфавита, скорости информационного потока.
Оборудование:
  • доска,
  • мультимедийная установка
  • учебно-методический комплект:
    • И. Семакин и др. Информатика, базовый курс 8. БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2005 , §4.
    • И. Семакин. Задачник-практику, часть 1. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2003, раздел 1, §1.3.
Программное обеспечение:
  • Электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы», урок №3 «Алфавитный подход к измерению информации» (Приложение).
  • Дидактические карточки с домашним заданием.
Дидактические основания урока:
Для проведения объяснительно-иллюстративной лекции использовать самостоятельно разработанные электронные уроки «Информация и информационные процессы», состоящие из трех уровней: обучающего, развивающего и контролирующего.
Обучающий и развивающий модуль состоит из теоретического материала по разделам: информация и информационные процессы, представление информации, алфавитный подход к измерению информации, кодирование информации.
Контролирующий модуль – это итоговый зачет.
Обучающий и развивающий модули реализованы в Microsoft PowerPoint, а контролирующий в QuickBasic.
В ходе урока по ходу объяснения материала учащиеся делают записи в конспектах.
Теоретическая часть урока построена на основе слайд-лекции из пакета обучающих программ по данной теме.
Практическая часть урока – практикум по решению задач (работа группая, парная и индивидуальная работа).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока.
II. Фронтальный опрос
– Назовите два подхода к измерению информации. Содержательный и алфавитный.
– Чему равно количество информации в неинформативном сообщении. Нулю.
– Что такое неопределенность знаний о некотором событии. Количество возможных результатов события.
– В какой науке была определена единица измерения информации и как она называется. Теория информации, бит.
– Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий. Приведите примеры. Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза несет один бит информации. Сообщений о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, несет один бит информации.
– Какие события называют равновероятными. Ни одно из событий не имеет преимущества над другим.
– Как определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий. Из уравнения 2i=N.
III. Проверка решения домашних задач (учебник, №№ 4,5, стр. 153)
Образцы решения даны на доске.
№4. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «даму пик»
Решение: N = 32, i - ? 2i = 32; i = 5 бит.
№5. Проводят две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64» Сообщение о результатах какой из лотерей несет больше информации?
Решение: N1 = 32, к1 = 4. 2i = 32; i = 5 бит (количество информации об одном событии). Количество информации о четырех событиях – 5 х 4 = 20 бит.
N1 = 64, к1 = 5. 2i = 64; i = 6 бит (количество информации об одном событии). Количество информации о пяти событиях – 6 х 5 = 30 бит.
Ответ: Сообщение о результатах второй лотереи несет больше информации.
Решение задач №№3 – 6 из задачника-практикума 1 (устно)
IV. Теоретическая часть (объяснение нового материала)
Интерактивная лекция (проектор + экран) в диалоге с учащимися с использованием программного обеспечения: электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы»
Записать тему урока (слайд 1).
Перед тем, как перейдем к изучению нового материала, вспомним, что такое алфавит.
Слайд 2. Особенности содержательного подхода к измерению информации.
Слайд 3. Особенности алфавитного подхода к измерению информации.
Слайд 4. В приведенном примере определяется количество информации, которое несет каждый символ алфавита, при условии, что появление каждого символа событие равновероятное.
Слайд 5. Дается правило определения количества информации в текстовом сообщении, подчеркивается, что количество информации при алфавитном подходе от содержания не зависит.
Конспект!
Правило определения количества информации в текстовом сообщении.
Слайд 5. Подчеркивается, что алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного, содержательного подхода.
Слайд 6. Дано понятие минимальной мощности алфавита, пригодного для передачи информации, вычисл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.14 | Просмотров: 18

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!