Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Сценарий урока Алфавитный подход к измерению информации
Автор(ы): Павелко Ирина Витальевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный. Тип урока: комбинированный. Формы учебной работы учащихся: - фронтальная работа,
- работав группах,
- индивидуальная работа.
Цели урока: - познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;
- повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;
- научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
- ввести понятие минимального и достаточного алфавита, скорости информационного потока.
Оборудование: - доска,
- мультимедийная установка
- учебно-методический комплект:
- И. Семакин и др. Информатика, базовый курс 8. БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2005 , §4.
- И. Семакин. Задачник-практику, часть 1. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2003, раздел 1, §1.3.
Программное обеспечение: - Электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы», урок №3 «Алфавитный подход к измерению информации» (Приложение).
- Дидактические карточки с домашним заданием.
Дидактические основания урока: Для проведения объяснительно-иллюстративной лекции использовать самостоятельно разработанные электронные уроки «Информация и информационные процессы», состоящие из трех уровней: обучающего, развивающего и контролирующего. Обучающий и развивающий модуль состоит из теоретического материала по разделам: информация и информационные процессы, представление информации, алфавитный подход к измерению информации, кодирование информации. Контролирующий модуль – это итоговый зачет. Обучающий и развивающий модули реализованы в Microsoft PowerPoint, а контролирующий в QuickBasic. В ходе урока по ходу объяснения материала учащиеся делают записи в конспектах. Теоретическая часть урока построена на основе слайд-лекции из пакета обучающих программ по данной теме. Практическая часть урока – практикум по решению задач (работа группая, парная и индивидуальная работа). ХОД УРОКА I. Оргмомент Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока. II. Фронтальный опрос – Назовите два подхода к измерению информации. Содержательный и алфавитный. – Чему равно количество информации в неинформативном сообщении. Нулю. – Что такое неопределенность знаний о некотором событии. Количество возможных результатов события. – В какой науке была определена единица измерения информации и как она называется. Теория информации, бит. – Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий. Приведите примеры. Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза несет один бит информации. Сообщений о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, несет один бит информации. – Какие события называют равновероятными. Ни одно из событий не имеет преимущества над другим. – Как определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий. Из уравнения 2i=N. III. Проверка решения домашних задач (учебник, №№ 4,5, стр. 153) Образцы решения даны на доске. №4. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «даму пик» Решение: N = 32, i - ? 2i = 32; i = 5 бит. №5. Проводят две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64» Сообщение о результатах какой из лотерей несет больше информации? Решение: N1 = 32, к1 = 4. 2i = 32; i = 5 бит (количество информации об одном событии). Количество информации о четырех событиях – 5 х 4 = 20 бит. N1 = 64, к1 = 5. 2i = 64; i = 6 бит (количество информации об одном событии). Количество информации о пяти событиях – 6 х 5 = 30 бит. Ответ: Сообщение о результатах второй лотереи несет больше информации. Решение задач №№3 – 6 из задачника-практикума 1 (устно) IV. Теоретическая часть (объяснение нового материала) Интерактивная лекция (проектор + экран) в диалоге с учащимися с использованием программного обеспечения: электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы» Записать тему урока (слайд 1). Перед тем, как перейдем к изучению нового материала, вспомним, что такое алфавит. Слайд 2. Особенности содержательного подхода к измерению информации. Слайд 3. Особенности алфавитного подхода к измерению информации. Слайд 4. В приведенном примере определяется количество информации, которое несет каждый символ алфавита, при условии, что появление каждого символа событие равновероятное. Слайд 5. Дается правило определения количества информации в текстовом сообщении, подчеркивается, что количество информации при алфавитном подходе от содержания не зависит. Конспект! Правило определения количества информации в текстовом сообщении. Слайд 5. Подчеркивается, что алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного, содержательного подхода. Слайд 6. Дано понятие минимальной мощности алфавита, пригодного для передачи информации, вычисл...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.02.14 | Просмотров: 289
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|