Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве


Автор(ы): Беседина Ирина Владимировна, старший преподаватель, кафедра архитектуры и дизайна, учитель ИЗО


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Величие народа не измеряется его численностью,
Как величие человека не измеряется его ростом;
Единственной мерой служит его умственное развитие и
Его нравственный уровень.

В.Гюго.
Наследие великого учёного, общественного деятеля, филолога, историка, академика Академии Наук, профессора Ленинградского Унверситета (1946 – 1953)
Дмитрия Сергеевича Лихачёва огромно. За свою богатую творческую жизнь он написал более полутора тысяч работ. Д.С.Лихачёв искренне переживал за культуру России, состояние храмов, церквей, парков и садов… Его интересовала судьба города, развитие города, характерные отличительные черты. Дмитрий Сергеевич говорил: “ За всю свою жизнь он хорошо знал только три города: Петербург, Петроград и Ленинград”. Д.С.Лихачёв поднимал вопрос по поводу современной архитектуры. Специалист по древнерусской литературе, Лихачёв прекрасно ориентировался в различных областях культуры и искусства. В статье “Заметки об архитектуре” автор высказывается о современных архитектурных сооружениях, что значимость зданиям придаётся самим временем, событиями, связанными с теми или иными постройками, судьбами людей, строителями, возводившими здания. Дмитрий Сергеевич пишет, что “мы должны узнавать назначение здания по его архитектурным формам. Мы должны сразу видеть, что перед нами вокзал, а не больница, не гостиница, не школа, не жилой дом. Но помимо назначения здания мы должны ясно ощущать вход, подъезд, лестничную клетку. Вместе с тем фасад не должен быть однообразным. Однообразие окон утомляет не менее, чем однообразие улицы, дороги. Районы должны быть разные, разнообразные, разноэтажные”.[1] Важным аспектом Дмитрий Сергеевич считал архитектуру первых этажей. Ей уделяется мало внимания, и это связано с непониманием значения деталей в архитектуре. Проектировщик, чертёжник видит план здания с уровня среднего этажа. А в действительности на дом смотрит прохожий и, прежде всего, с уровня своих глаз. Человек может пройти мимо дома, не обратив внимания на второй и третий этажи; но его взгляд привлекают витрины магазинов, красочно и ярко оформленные, входные двери, лестницы. И сегодня нас радует, что оформлению и благоустройству вокруг зданий уделяют достаточно внимания, пусть пока ещё только в центре нашего города.
Современные дома обычно называют “коробками”. Лихачёв говорил, что это неправильно – они чемоданы, старинного скучного фасона, все одинаковые. И в самом деле, “новоделы” присущи всем городам. Любой город имеет новостройки, похожие одна на другую, как сёстры – “близняшки”. Неслучайно герой фильма Э.Рязанова “Ирония судьбы или с лёгким паром” Андрей Мягков в чужом городе приехал на ту же улицу, в тот же дом, в такую же квартиру. Что говорить, и сейчас в каждом городе есть улица В.И.Ленина, улица Советская, улица Кирова. Одно время была проведена работа по переименованию улиц, но в разных городах подошли к этому вопросу по – разному. В некоторых городах можно было видеть таблички с новыми названиями, а рядом висели таблички со старыми названиями улиц. Это удобно, ориентироваться среди переименованных улиц трудно даже коренному жителю, не говоря уже о приезжем. Но, с другой стороны, в нашем бюджете столько прорех, что возникает вопрос: неужели так необходимо было заниматься переименованием площадей и улиц. Не проще ли было бы направить эти средства на благоустройство этих же улиц? В настоящее время мы видим работу, которая ведётся в рамках юбилея нашего города. Задействованы многие ведомства, работа которых направлена на то, чтобы Астрахань стала ещё краше, чище, привлекательнее. Отрадно, что молодое подрастающее поколение активно участвует в реализации таких важных задач.
Это не просто слова. Студенты Астраханского инженерно-строительного института кафедры Архитектуры и Дизайна ежегодно выполняют проекты по благоустройству жилых микрорайонов, набережных, парков и скверов. Вот и Дмитрий Сергеевич при огромной занятости занимался вопросами ландшафта, парков и садов Петербурга и его окрестностей. Он считал, что природа думает за нас; природа – это деревья, птицы, травы. Они создают красоту для нас – людей. И наша прямая обязанность – хранить и приумножать всё то, что создано ею (природою). В своём исследовании “О садах” Дмитрий Сергеевич приходит к выводу:
“… сад – это прежде всего своеобразная форма синтеза различных искусств, связанная с великими стилями, развивающимися параллельно с развитием философии, литературы (особенно поэзии ), с эстетическими формами быта, с живописью, архитектурой, музыкой. Для восприятия сада необходимо полное погружение в культуру времени сада. Правильное восприятие сада как произведения искусства требует в современных условиях серьёзных познаний в области истории искусств и истории быта”.[2]
Говоря о садах Московской Руси, Д.С.Лихачёв отмечал, что во все времена сады в Москве и московской области были не только для красоты, но в первую очередь для пользы: от них получали плоды и ягоды. Наряду с плодовыми деревьями и кустарниками, в садах разводились цветы и душистые травы. Помимо плодовых деревьев, выращивались декоративные, для красоты: кедры, пихты и др. На Руси стремились, чтобы в садах были не только плодоносящие деревья, но чтобы вся произрастающая растительность была более или менее экзотической. Очень много усилий делалось, чтобы посадить виноград просто для любования (для государя съедобный виноград к столу привозился из Астрахани). И это потому, что виноградное дерево считалось райским, как и яблоня. А в Астрахани разведением элитных сортов винограда занимался Варваций, известный как строитель каналов. В садах устраивалось большое число различных построек для отдыха - терема, “шатры”, “шатрики”, беседки и пр., продумывались красота оград, устройство ворот, фонтанов. Московские сады имели “зелёные кабинеты”, террасы,смотрильни.
Сады огораживались высокими изгородями, в которых прорезались окошки для обзора окружающей местности.
В садах создавались пруды с высоким уровнем воды, насыпались искусственные островки, сады населяли редкими поющими птицами; по водоёму пускали целые флотилии – модели настоящих кораблей малого размера, а в прудах разводили карпов, ершей, ручных щук, которые под звон колокольчика приплывали к берегу.
Следует особо заметить, что сады являлись местом обучения царских детей.
Нетрудно увидеть, какое значение придавалось садам, паркам, зелёным зонам.
От садов в царское время переместимся в наш город, и более подробно ознакомимся с проектами студентов инженерно – строительного института кафедры
Архитектуры и Дизайна.
Проект планировки исторической парковой зоны в районе 17 – ой пристани г.Астрахани выполнили студенты Качуровский А.О., Джуманов С.М.
Парк расположен в центральной части г.Астрахани, включая здания речного вокзала, гостиниц “Лотос”, “Турист”, кафе, банка и отделения связи, Лебединого озера, планетария, беседок, консульства Ирана, автомобильную стоянку.
На данном участке парк сформировался в конце 30 - х годов прошлого века.
На различных частях парка предусмотрены интересные сооружения: фонтан, музей Петра Первого, памятник Петру Первому, детская площадка, ротонда, места для встреч посетителей. Предусмотрено благоустройственное оборудование: скамьи, ограждения, мусорные корзины, парковое освещение – все это способствует комфортности и безопасности посетителей.
Настоящая зона принадлежит центру города, в данный момент парк находится в запущенном состоянии. Самое важное то, что этот парк устроен в XIX – м веке и обладает богатой историей, ценности которой необходимо подчеркнуть с помощью реконструкции. Дмитрий Сергеевич считал, что очень важно хранить прошлое. Хранить все парки – необходимо! И наша смена, подрастающее поколение, понимает это, хочется в это верить. Зелёные зоны - это живой, динамичный материал, поскольку они меняют цвет, фактуру, окраску и форму во все времена года.
Другая особенность состоит в том, что произведения зелёной “архитектуры” создаются с расчетом на восприятие их в движении. Общее впечатление от парка складывается как следствие наслоения впечатлений от отдельных пейзажей.
Парковая композиция “раскрывается” постепенно.
Живые изгороди являются прекрасным средством защиты от ветра, пыли, шума, используются для ограждения и создания линейных и объёмных форм в парковом ландшафте. Продолжительность жизни некоторых живых изгородей измеряется ст...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.21 | Просмотров: 239

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340