Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Трудности при обучении письму и чтению - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Трудности при обучении письму и чтению


Автор(ы): Аникина Вера Ивановна, учитель–логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выступление логопеда на собрании родителей первоклассников (конец первого полугодия).
Ваши дети проучились в школе 4 месяца. Необычайно трудных и сложных месяца. Вероятно, я не ошибусь, сказав, что у каждого из ваших первоклашек возникли какие-либо трудности: в письме или чтении, в счете или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками.
В разрезе моей специализации мне бы хотелось поговорить о трудностях при обучению письму и чтению. Как правило, именно эти трудности характерны для всех детей, начинающих обучение.
Наборы последних лет оставляли желать лучшего: из 50-60 обучающихся ежегодно около 40-50% нуждаются в специализированной помощи логопеда, а следовательно, предрасположены к трудностям при обучению письму и чтению.
По причинам появления этих трудностей обычно выделяют следующие “Группы риска”, то есть тех детей, у которых наиболее вероятны трудности различных видов.
Одна из основных групп риска – более 30% - это дети, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.
Мне бы хотелось обратить особое внимание именно на эту группу детей. так как большинство родителей не склонны связывать нарушения письма, трудности , возникающие при обучении чтению и уже далекий по времени период перенатального (дородового) и послеродового развития ребенка. В практике не столь уж редки случаи, когда на вопрос о том, как рос и развивался ребенок, мама отвечает: “Нормально. Как все”. А это “нормально” включает и поздний токсикоз во время беременности и родовые травмы и серьезные заболевания до года.
Вторая группа – это дети ослабленные, часто болеющие. Хотя уровень интеллекта таких детей может быть и очень высоким, но начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы. Не зная подоплеки, или не желая видеть объективные причины такого явления, родители требуют от ребенка невозможного, а результат становится все хуже.
Третья группа детей – это дети с различными неврологическими нарушениями. Немало детей имело черепно-мозговые травмы. Такого рода травмы никогда не проходят бесследно.
Четвертую группу составляют те, у которых имеются задержки в формировании тех или иных функций. Причем задержки эти видны, конечно же, до школы. Например, ребенок с задержкой моторных функций, со слов самих родителей, не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, играя с конструктором, и даже не умеет завязывать шнурки. Но такая хроническая “не любовь” не настораживает родителей, и они не принимают никаких мер, чтобы еще до школы исправить положение.
Пятую группу составляют дети, у которых в раннем возрасте диагностирована задержка речевого развития, которые занимаются с логопедом или посещают специальные логопедические детские сады.
В шестую группу мы объединили медлительных и леворуких детей.
Все встречающиеся в повседневной практике нарушения можно разделить на три основные группы:
I. Нарушения письма, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций. Это нарушения почерка.
II. Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушением фонетико-фонематического восприятия.
III. Комплексные нарушения.
Рассматривая психофизиологические особенности формирования навыка письма, следует сказать, что письмо, воспринимаемое со стороны, как целое и связное, на самом деле (особенно на начальных этапах обучения) является последовательностью (цепочкой) дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что какие-то реакции не закрепляются (например, из-за недостатка времени) какие-то закрепляются неправильно, то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.
Выполнение двигательного акта письма (т.е. выполнение сложно- координированных моторных движений) во многом зависит не только от степени развития моторных функций, но и от особенностей зрительного, пространственного восприятия зрительно-моторных координаций.
Как правило, у детей с нарушением в развитии моторных функций, очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они не могут понять соотношение частей, их расположения на листе. Пишут эти дети с большим напряжением, и почерк резко ухудшается при незначительном увеличении скорости письма.
Чем можно помочь этим ученикам?
Во-первых, необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: игры с мозаикой, вышивание, лепка и перебирание или склеивание мелких деталей, вязание. Можно нанизывать пуговицы и бусы на нитку и тонкую проволоку, можно раскрашивать картинки с мелкими деталями.
Категорически запрещено учить этих детей писать неотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение ее частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в “большой строке” (микродвижения для таких детей просто непосильны) и медленно.
На начальном этапе обучения большие по объему задания и многократные переписывания могут дать обратный эффект, так как дети пишут с напряжением.
Говоря о трудностях письма, связанных с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, мы обязательно подчеркиваем, что у этих детей очень медленный темп письма и эта медлительность является как бы вторичной из-за других трудностей.
В то же время в том же классе есть дети, которые не имеют никаких трудностей кроме медленного темпа деятельности, но уже к середине года они набирают целый букет трудностей. Это трудности медленных детей.
Почему как они возникают?
Темп деятельности – характеристика индивидуальная и специфическая, в основе которой особенности развития высшей нервной деятельности. Темп деятельности мало зависит от “хочу и не хочу”. И с этой особенностью надо не бороться, а считаться в процессе обучения.
Чаще всего эти дети не только медленно пишут, но и медленно говорят, медленно, как бы в растяжку, читают, двигаются, часто своей медлительностью выводя из равновесия не только родителей, но и учителя.
Этот ребенок постоянно ( и дома, и в школе) находится во временном цейтноте, он постоянно торопится, но у него ничего не получается. Чтобы выполнить все задания на уроке, он “жертвует” качеством письма. Вместо букв успевает написать нечто похожее и постепенно такое написание букв-каракулей закрепляется, появляется сильный тремор, дополнительные штрихи. Но темп работы класса увеличивается, и он все равно не успевает
В таких условиях к нарушениям графики добавляются нарушения орфографии, у этих детей с большим трудом формируется письменная речь. Все эти трудности усугубляются тем, что к концу года у большей части этих детей развиваются неврозы, невротические реакции.
Чем же можно помочь таким детям?
Выход вроде бы прост: позволить ребенку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объем работы для вашего ребенка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребенка во времени, подгонять и, тем более, упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из-за постоянных неуспехов.
Наиболее сложная картина нарушения письма отмечается у детей, имеющих различные нарушения психического развития (например, ЗПР). У таких детей трудности обучения письму сочетаются, как правило, с другими трудностями обучения: чтению, математике, а также трудностями адаптации к классу, к детям, а также нарушениями в поведении.
У этой группы детей искажения характеризуются сильными искажениями почерка, искажением смысла слов и фраз, заменой и пропусками букв ислогов, иногда зеркальным написанием многих букв. Все эти трудности письма видны уже к концу первого полугодия. Такому ребенку нужна специальная медицинская помощь. В таком случае мы стараемся сразу обратить внимание родителей на множественный характер нарушений и рекомендуем родителям обратиться в психоневрологу.
Особо большую группу нарушений письменной речи составляют нарушения, в основе которых лежит недоразвитие тех или иных компонентов языка.
При приеме детей в школу и в первое полугодие первого класса мы тщательным образом отслеживаем и выявляем детей с ОНР.
Исходя из требований к речевому развитию детей семилетнего возраста, была составлена следующая таблица
должно быть в наличии прогноз
1.Полностью сформированное звукопроизношение. Физиологическое или возрастное косноязычие исчезает к 5-6 годам. У 30-35% первоклассников в той или иной мере нарушено звукопроизношение. Наибольшую опасность представляют полные звуковые замены, когда в процессе проговаривания ребенок вместо одного звука произносит другой (шапка – сапка) Появление артикуляторно-акустической дисграфии.(как произношу, так и пишу
2.Четкое различение на слух всех звуков речи, включая акустически близкие. В норме к 2 годам. Слуховая дифференциация нарушена у 40-45% первоклассников. В этом случае дети не дифференцируют аккустически близкие звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие, соноры, аффрикаты. Появление акустической дисграфии. (как слышу, так и пишу)
3. К 7 годам ребенок должен владеть простыми видами звукового анализа слов:
  • определение наличия заданного звука в слове;
  • выделение звука из начала и конца слова;
  • определение местоположения звука в слове.
10-20% детей справляются с заданиями. Следовательно, каждый третий первоклассник не сможет в установле...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.02.23 | Просмотров: 262

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340