Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема «Основы логики и логические основы ЭВМ» несет большую методическую и познавательную нагрузку. Обучение школьников основам информатики невозможно без развития у них логического мышления, умения оперировать понятиями и символами математической логики. Изучение этой темы возможно на разных уровнях. В профильном курсе необходимо рассмотреть следующие вопросы: - Логика как наука. Формы человеческого мышления.
- Основные операции алгебры высказываний.
- Логические переменные и логические функции. Сложные высказывания.
- Построение таблиц истинности сложных высказываний.
- Законы формальной логики и алгебры высказываний.
- Решение логических содержательных задач.
- Основные логические элементы.
Рекомендации к уроку Дидактические основания урока: - метод обучения: объяснительно-иллюстративный;
- тип урока: комбинированный;
- формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа..
Для проведения объяснительно-иллюстративной лекции использовать самостоятельно разработанные электронные уроки, состоящие из трех уровней: обучающего, развивающего и контролирующего. Обучающий модуль состоит из теоретического материала по разделам: формы мышления, алгебра высказываний, таблицы истинности логических выражений, логические схемы. Контролирующий модуль – это контроль по каждой из вышеназванных тем и итоговый зачет. Обучающий и развивающий модули реализованы в Microsoft PowerPoint, а контролирующий в QuickBasic. Компьютерная лекция предполагает различные формы работы учителя и ученика: - слайд-лекция (для работы учителя с классом)
- слайд-лекции + текст лекции (для индивидуальной работы ученика на компьютере по теме урока)
- слайд-лекция + конспект (для расширенной индивидуальной работы ученика на компьютере по теме урока)
В ходе урока по ходу объяснения материала учащиеся делают записи в конспектах, приводят собственные примеры. Теоретическая часть урока построена на основе слайд-лекции из пакета обучающих программ по данной теме. Практическая часть урока построена на основе работы с тестом к уроку (индивидуальная работа) и выполнения практических заданий по листам контроля (работа в группе). Цель урока Изучить логические функции, их таблицы истинности, записывать формулы сложных логических высказываний. Оборудование доска, мультимедийная установка, компьютеры для учащихся, презентация Программное обеспечение - Электронные уроки по теме «Основы логики и логические основы ЭВМ», Урок №2 «Алгебра высказываний».
- Листы контроля №№1,2.
План урока (2 часа) - Орг. момент.
- Фронтальный опрос по теме «Формы мышления», изученной на предыдущем уроке.
- Теоретическая часть: мультимедийная лекция (урок №2 из пакета «Основы логики и логические основы ЭВМ».
- Рефлексивный тест: индивидуальная работа учащихся с компьютерным тестом, включенным в пакет.
- Практикум по решению задач: парная работа учащихся под руководством учителя.
- Домашнее задание
Ход урока I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. I. Фронтальный опрос (лист контроля №1). III. Теоретическая часть Интерактивная лекция (проектор + экран) в диалоге с учащимися с использованием программного обеспечения: электронные уроки по теме «Основы логики и логические основы ЭВМ, урок №2» Общая информация Алгебра логики (алгебра высказываний) – раздел математической логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способов установления их истинности с помощью алгебраических методов. В алгебре логики над высказываниями можно производит различные операции (подобно тому, как в алгебре чисел определены операции сложения, умножения, деления и т.д. над действительными числами). Логическая операция - способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значений истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний. I. Основные операции алгебры высказываний. 1. Логическое отрицание (инверсия). Слайд №3 Слайд №4 Конспект! логическое отрицание образуется из высказывания с помощью добавления частицы не к сказуемому или использования оборота речи неверно, что… Определение операции, таблица истинности, свой пример. 2. Логическое умножение (конъюнкция). Слайд №5 Слайд №6 Конспект! Логическое умножение образуется соединением двух высказываний в одно с помощью союза и. Определение операции, таблица истинности, свой пример. Обратим внимание на то, что операция логического умножения полностью соответствует умножению в числовой алгебре. 3. Логическое сложение (дизъюнкция) Слайд№7 Слайд№8 Конспект! Логическое сложение образуется соединением двух высказываний в одно с помощью союзом или. Определение операции, таблица истинности, свой пример. Обратим внимание, что логическое сложение не соответствует обычному сложению: (1 + 1 = 1). 4. Логическое следование (импликация). Слайд №9 Слайд №10 Конспект! Логическое следование (импликация) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи если…то... Определение операции, таблица истинности, свой пример. Данная операция не так очевидна, как предыдущие. Объясним это на следующем примере. Пусть даны два высказывания: А = На улице идет дождь. В = Асфальт мокрый. Х = Если на улице дождь, то асфальт мокрый. Итак: если идет дождь (А=1) и асфальт мокрый (В=1), то это соответствует действительности, т.е. истинно (Х=1). Но если нам скажут, что на улице идет дождь (А=1), а асфальт остается сухим (В=0), то мы посчитаем это ложью (Х=0). А вот когда дождя на улице нет (А=0), то асфальт может быть и сухим и мокрым (например, проехала поливальная машина). Этот пример объясняется с использованием Слайда №11. Вывод: из лжи – все, что угодно. 5. Логическое равенство (эквивалентность). Слайд №12 Слайд №13 Конспект! Логическое равенство (эквивалентность) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи тогда и только тогда, когда … Определение операции, таблица истинности, свой пример. После объяснения материала каждому ученику выдается опорный конспект: Опорный конспект «Свойства логических операций» Инверсия истинна | тогда и только тогда, когда
| высказывание ложно
| Дизъюнкция ложна Конъюнкция истинна
| ложны оба высказывания истинны
| Дизъюнкция истинна Конъюнкция ложна
| истинно хотябы одно высказывание Ложно
| Импликация ложна
| из истиннойпредпосылки следует ложный вывод
| Эквивалентность истинна
| оба высказывания ложны или оба высказывания истинны
| II. Представление сложных высказываний в виде формул. Мы уже отмечали, что основной характеристикой суждения является его значения (истина или ложь). И хотя не всегда это значение известно, всегда допустимо договориться о том, считать суждение истинным или ложным. Примером такого суждения является: А = На Марсе есть жизнь. Любое сложное высказывание также является истинным или ложным, но это значение вычисляется. Вычисление производится по формуле сложного высказывания в соответствии с таблицами истинности, входящих в него логических операций. Следовательно, для определения таблицы истинности сложного высказывания нужно научиться записывать его в виде формулы. На слайдах №№ 15, 16, 17 даны три примера, в каждом из которых выделены простые высказывания, отношения между ними и записана формула сложного высказывания. Конспект! Разобраны примеры из выше названных слайдов. Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 III. Подведение итогов и ответы на контрольные вопросы (учащиеся отвечают устно на вопросы учителя) На этих двух уроках мы познакомилис...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|