Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Научно-теоретический анализ формирования и нарушения процесса письма
Автор(ы): Шевцова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Научно–теоретический анализ формирования и нарушения процесса письма. - Становление процесса письма в онтогенезе у детей
- Нарушение формирования письма у школьников
Глава 2. Исследование состояния процесса письма у учащихся средней ступени школы. - Содержание и методы исследования
- Анализ результатов исследования дисграфических ошибок у учащихся 5-6 классов
Глава 3. Направления коррекционно–логопедической работы по предупреждению нарушений письма Заключение Литература Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В последнее десятилетие, в связи с реформированием в системе образования в целом, и школьного образования в частности, школа претерпела значительные изменения. Появились и стали широко распространенными различные виды классов обучения - гимназические классы, классы углубленного изучения предметов; расширилось количество предметов в школьной программе, возросли требования к учащимся, появилось большое количество авторских программ по различным учебным дисциплинам. В этих условиях остро встает вопрос о выяснении причин трудностей, возникающих в ходе обучения, и их устранение. По данным различных исследователей в последнее время отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе. По различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% [6, 30, 41], от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40 % в начальных классах. Уровня готовности к школьному обучению достигают к 6-летнему возрасту менее 50% детей. В 1994 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15,1% детей дошкольников [18, 19]. Развитие образовательных систем на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблемам обучения грамотному письму, что обусловлено возросшей ролью данного вида деятельности и соответствующим повышением требований, предъявляемых современным обществом к письменной продукции. Поанкетным опросам родителей детей поступающих в школу родителями положительно оценивается работа дошкольного учреждения, дающего реальный образовательный результат — обучение детей чтению и письму. Зачастую эта задача определяется как приоритетная, соответственно, это приводит к уменьшению реального времени на развитие и совершенствование общеучебных навыков, а также развитие базовых психологических процессов: памяти, внимания, мышления; пространственных и пространственно-временных представлений, мелкой моторики. Причем часто вооружение детей навыками письма нацелено на конечный результат — написание слова, фразы, предложения. При этом техническая сторона, время, затраченное ребенком на написание, качество письма, состояние “нажима”, остается не фиксируемой и не контролируемой, а именно эти показатели дают представление о реальном состоянии моторного развития и навыков письма в целом. Часто обучение детей навыкам письма и чтения осуществляется методами заимствованными из методик преподавания начальной школы. В рамках этих отработанных методик недостаточно внимания уделяется работе по развитию фонетико-фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза, пространственных ориентировок, т.к. эти задачи методически закрепляются за программой детского сада и не являются первостепенными в школьной программе. Решение задачи научения письму методиками начальной школы в рамках детского сада приводит к недостаточной сформированности (“упроченности”) данных навыков. В реальной школьной практике это становится одной из причин увеличении количества детей, имеющих нарушения письма и чтения — дисграфии и дислексии, а в последствии дизорфографии. Согласно, Шипицыной Л.М., Григорьева Л.П. [9, 10], наряду с увеличением числа детей соматически ослабленных, детей с неврологической симптоматикой, имеющих тяжелую патологию внутренних органов, с ухудшением экологической обстановки и в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, которая способствует увеличению возросло количества детей педагогически запущенных. По данным профессора М.Е. Хватцева (1950–е годы) число детей с нарушениями письма в массовых школах г. Ленинграда составило около 6 %. И.Н. Садовниковой (1976г.) выявлено до 12% детей с нормальным интеллектом, страдающих нарушением письма. Изучение состояния письма в массовых школах М.С. Грушевской (1982 г.) позволило выявить около 12,9% детей, с нарушением письма. Исследование, проведенное Л.Г. Парамоновой (2001г.) в общеобразовательных школах г. Санкт – Петербурга, выявило наличие специфических ошибок письма у 37 % учащихся 3 классов. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения, у детей младшего школьного возраста и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности. Трудности начального этапа обучения значительно снижают возможности успешной адаптации и последующего обучения ребенка в среднем звене [4, 5]. Исследования нарушений письма у учащихся на начальных этапах обучения представлены ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.01 | Просмотров: 355
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|