Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

УМК Начальная школа XXI век. Окружающий мир, 1-й класс. Тема Народная игрушка


Автор(ы): Самсонова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов

Цель:
  • дать первоначальные сведения о первых игрушках;
  • познакомить с историей возникновения матрешки, с производством народных игрушек.
Оборудование:
  • современные игрушки: кубики, куклы, мягкие игрушки, юла, мяч;
  • народные игрушки: филимоновские, дымковские: барышни, кавалеры, коняшки, петухи, свистульки;
  • иллюстрации первых игрушек: деревянные погремушки, лошадки, вертушки;
  • иллюстрации матрёшек или матрешки: Семеновские, Сергиевские, Полховские, Вятские; телевизор, видеомагнитофон, фильм Сказки деда Филимона.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Приветствие.
- Организация рабочего места.
II. Постановка задачи урока
Отгадывание загадок
(Дети отгадывают загадки, педагог выставляет игрушки)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю,
Все сначала начинаю.
(Кубики)
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.
(Кукла)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Плюшевый медведь)
Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу - жужжу, жужжу - кружу.
(Юла)
Круглый, гладкий, как арбуз...
Цвет - любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Мяч)
- Что объединяет данные предметы? (Это игрушки)
- Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о игрушках.)
- Что вы хотите узнать об игрушках? (Как появились игрушки, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки, как изготавливают игрушки.)
III. Введение в тему
Сочинялки
- Расскажите о своих любимых игрушках.
Заслушиваются рассказы учащихся
- Как вы думаете, какими игрушками играли дети 100 - 200 лет назад?
Заслушиваются ответы учащихся
IV. Изучение нового материала
Рассматривание народных игрушек
(Учитель демонстрирует иллюстрации или игрушки - глиняные игрушки: филимоновские, дымковские: барышни, кавалеры, петухи, свистульки; различных матрешек, деревянные погремушки, вертушки. Дети рассматривают игрушки.)

- Какие материалы использовали для изготовления игрушек? (Для изготовления игрушек использовали дерево, глину, так как это были самые распространенные материалы в то время.)
- Как вы думаете, сколько времени уходило на то чтобы сделать игрушку из глины?
Просмотр фильма Сказки деда Филимона
- Назовите этапы изготовления глиняной игрушки.
- Среди глиняных игрушек найдите филимоновские игрушки.
- Почему данные игрушки называются филимоновские? (Эти игрушки называются филимоновские так как их делают в селе Филимоново.)
- Как называются остальные глиняные игрушки? (Остальные глиняные игрушки называются дымковские.)
- Что общего между филимоновскими и дымковскими игрушками? (Одинаковые персонажи: барышни, кавалеры, лошадки, петухи. Эти игрушки делают из глины.)
- Чем отличаются данные игрушки? (Игрушки отличаются росписью: узорами и красками.)
- Как давно появились игрушки?
Заслушиваются ответы учащихся
Информация для учителя
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещетки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик.
Самые древние игрушки найдены на территории Древнего Египта, там где зародилась наша цивилизация, откуда она начала пускать корни. Самые древние игрушки, которые там обнаружены, по мнению археологов, созданы в середины III тысячелетия до нашей эры. Понятно, что кукол Барби египтяне делать не умели, зато отлично мастерили из дерева фигурки коров, тигров, крокодилов и других известных им животных.
В центральной и северной части Европы играть тоже любили. Кстати, современное слово игрушка появилось во Франции. Самые ранние из известных европейских игрушек датируются серединой 15-го века. В это время ремесленники Парижа уже начали производить маленькие деревянные флейты и свистки, а лионские резчики по дереву изготавливали вполне достойных человечков. Кстати, тогда же в средние века в Европе возникли и первые игрушечные базары. В Нюрнберг свозили преимущественно деревянные игрушки и фигурки людей-животных, а на ярмарку в Страсбург поставляли в основном всевозможные механические игрушки.
Что касается древних российских игрушек, то нам тоже стесняться нечего. На территории Украины найдено большое количество детских радостей сделанных из мягкого камня-маргеля и бивней мамонта. Примерная датировка находок - 30-20 тысяч лет до нашей эры. Много фигурок животных - мамонта, медведя, носорога, верблюда - найдено в местах древних становищ на территории Сибири. Всевозможные фигурки и поделки из дерева обнаружены на территории древнего Новгорода.
Дети простого народа играли фигурками животных, самодельным оружием - луком и стрелами, игрушечным плугом, сохой и бороной... И из них вырастали скотоводы, охотники и земледельцы. Крестьянские девочки пеленали своих простеньких куколок и сами шили для них одежду. Им предстояло стать многодетными мамами и хозяйками дома.
У детей аристократов - будущих графинь и князей - были совсем другие игрушки. Мальчиков ожидала военная карьера: уже в детстве они получали воинские звания. Уделом девочек было - красоваться и воспитывать детей, у которых, кроме мам, будут няньки и учителя-гувернеры. Так во что же они играли?
Мальчики играли, разумеется, в войну. Прежде всего они должны были уметь ездить верхом. И в раннем детстве ребенок получал отличного коня-каталку, искусно вырезанного из дерева самыми лучшими мастерами-резчиками. В восемнадцатом веке были изобретены оловянные солдатики. Благодаря этому маленькие аристократы, которым предстояло командовать войсками, могли разыгрывать для начала игрушечные битвы.
Будущие княгини играли преимущественно в кукол, которых можно было заказать за границей.
Французские куклы славились уже в шестнадцатом веке. Они знакомили мир с последними веяниями моды, то есть выполняли роль современных топ-моделей. Хороши были и немецкие куклы. Для тех и других выпускались специальные кукольные дома с полной обстановкой и целый гардероб роскошных платьев.
Самыми дорогими и необычными были механические игрушки. Это могла быть птичка в клетке, которая открывала клюв, поворачивала головку и помахивала хвостиком, издавая при этом звонкие трели. Или кукла-барабанщик - она играла не только на барабане, но и на рожке, да еще поворачивалась и кланялась. Одна из самых замечательных механических игрушек того времени изображала комнату, в которой находились три обезьянки-музыкантши, разодетые в пышные одежды. Одна из них играла на фортепиано, другая - на скрипке, а третья - на виолончели. Звучала красивая музыка, а обезьянки забавно кивали в такт ей головами...
Работа по учебнику
Стр. 66
- Рассмотрите и сравните матрёшек.
- Из чего изготавливают матрёшек? (Матрешек изготавливают из дерева.)
- Что общего у всех матрешек? (Матрешки разламываются на две половинки, имеют одинаковую форму.)
- Чем отличается одна группа матрешек от другой? (Матрешки отличаются росписью: узорами и красками.)
- Сколько лет назад создали матрешку? (Матрешку создали более ста лет назад.)
Информация для учителя
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-иг...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.04 | Просмотров: 44

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!