Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Неделя русского языка для учащихся 7—8-х классов Турнир смекалистых - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Неделя русского языка для учащихся 7—8-х классов Турнир смекалистых


Автор(ы): Слеткова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В турнире могут принимать участие учащиеся 7-8 классов.
Для проведения игры необходимо сформировать 2 команды.
Цели мероприятия:
  • расширение кругозора учащихся;
  • привлечение внимания к родному языку с помощью занимательных заданий;
  • формирование познавательного интереса.
Ход мероприятия
Ведущий.
Дорогие друзья! В течение нескольких дней наша школа путешествовала по бескрайним просторам Лингвистики. Мы побывали в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье Знаков препинания, на архипелаге Частей речи и в других интересных местах. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы подвести итоги, выявить знатоков русского языка. Надеемся, что любознательность, смекалка, чувство юмора, упорство, любовь к родному языку помогут вам победить в сегодняшнем турнире.
Высокими судьями на нашем турнире будут победители районных и зональных предметных олимпиад под руководством председателя школьного методического объединения учителей русского языка.
Узнав, о состязаниях к нам в школу прибыл Его Величество Русский Язык.
- Глубокоуважаемый Русский Язык! Приветствуем вас от имени всех истинных ценителей русского языка, а их у нас немало.
Русский язык: Я от всей души рад встрече с пытливыми, находчивыми, знающими, остроумными, желающими проникнуть в тайны языкознания. Успехов вам!
Представление команд.
Гонг возвещает начало состязаний.
Раунд 1. РАЗОГРЕВ ИЗВИЛИН.
Командам задается по очереди по три вопроса, на обдумывание дается 1 минута.
- Один из томов 4-томного словаря В.И.Даля полностью посвящен этой букве. Слишком много слов в русском языке с нее начинается. Какая это буква? (Это буква П. 3 том Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля содержит 555 страниц, на которых помещены слова на букву П.)
-Именно эта буква отличает невоспитанного человека от необразованного. ( Это буква Д. Невежа-невежда.)
- Этот доктор филологических наук прославился еще и тем, что неприятных для нас насекомых сделал героями своих произведений. Назовите фамилию ученого и его произведения о насекомых. (К.И. Чуковский. Тараканище, Муха-цокотуха.)
- Согласно Книге рекордов Гиннеса переписка французского писателя В. Гюго с издателем Харстом стала самой короткой в мире. Гюго, будучи на отдыхе, интересовался, как продается его новая книга. Ответ издателя бал таким же лаконичным, как и письмо Гюго. Воспроизведите эту переписку. Что было в письмах? ( Гюго:? Издатель: !)
- Эту букву ввел в русский алфавит в 1797 году Н.М.Карамзин, но до сих пор печатные тексты часто ее игнорируют. Какая это буква? ( Это буква Ё)
- Так древние римляне называли группу рабов, принадлежащих одному хозяину. ( Фамилия.)
Подведение итогов раунда.
Раунд 2. ПОЛИГЛОТ
Командам задается по 5 вопросов.
Ведущий:
Мы утверждаем, что вы знаете много- много слов на самых разных языках мира, поскольку они все давным-давно вошли в русский язык. Кстати, каким термином называются слова, пришедшие в наш язык из других языков? Вы знаете, как будет по-гречески разбойник? Ну, разумеется, знаете, ведь это пират. И арабский дух вам тоже знаком, так как это джинн. Поэтому скажите:
- :по-голландски лодочник, если он теперь не просто лодочник, а заведующий хозяйственной частью корабля. (Боцман).
-:по-испански помост, если на помосте поют и пляшут, дают представления. (Эстрада),
-:по-китайски пожиратель бамбука, если этого животного иногда так и называют: бамбуковый медведь. (Панда).
-:по- киргизски то, что на макушке, если она действительно прикрывает в Средней Азии макушки. (Тюбетейка.)
- :на хинди панталоны из легкой ткани, если мы эти панталоны надеваем на ночь. (Пижама.)
-:по-немецки рана, нанесенная мечом, если у нас это не рана, а след от нее.(Шрам.)
-:по- персидски ткань, если это ткань, но с металлическими нитями. (Парча.)
-:по- итальянски посоленное, если эту холодную закуску и правда солят, прежде чем перемешать. (Салат.)
-:по- французски каменное крыльцо, если к этому крыльцу подходят поезда. (Перрон)
-:по- персидски садик, если там произрастают дыни и арбузы. (Баштан.)
Подведение итогов раунда.
Раунд 3. В гостях у Фразеологии.
Задание первой команде.
Ведущий: Как маслом по сердцу для нас тот факт, что в близком нашему сердцу русском языке столько фразеологизмов со словом сердце. С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда:
-: сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-:придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-: испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-: заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-:говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-:что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-:делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-:пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-:делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
Задание второй команде.
Ведущий: Если вы ориентируетесь в русской фразеологии как рыба в воде и вас водой не разлить с русскими поговорками, это задание льет воду именно на вашу мельницу. Используя фразеологизмы со словом вода, что вы скажете о человеке, который:
-:делает бесполезную работу? (Носит воду решетом.)
-:умышленно запутывает дело? (Мутит воду.)
-:знал заранее, предугадал что-то? (Как в воду глядел.)
-:бесследно исчез? (как в воду канул.)
-:попусту тратит время? (Толчет воду в ступе.)
-:избежал заслуженного наказания? (Вышел сухим из воды.)
-:хранит упорное молчание? (Воды в рот набрал.)
-:побывал во многих переделках?(Прошел огонь, воду и медные трубы.)
-:корыстно пользуется беспорядком? (Ловит рыбу в мутной воде.)
Подведение итогов раунда.
Раунд 4. Поговорка-цветочек, пословица - ягодка.
Команды получают одинаковые карточки с заданием. Кто быстрее справится?
Содержание карточки.
В каждой приведенной здесь группе пословиц спрятана еще одна, которую до поры до времени не видно, но как только вы выберете из пословиц по одному- нужному- слову, она тут же и сложится сама собой. Помните только, что слова изменяются по числам, падежам и временам.
У бабы волос долог, да ум короток.
С глаз долой - из сердца вон.
Что с возу упало, то пропало.
Пожалел волк кобылу - оставил хвост да гриву.
Час от часу не легче.
(Баба с возу- кобыле легче.)
От добра добра не ищут.
Собака лает - ветер носит.
В тесноте да не в обиде.
Жизнь прожить - не поле перейти.
(Ищи ветра в поле.)
На безрыбье и рак рыба.
Не пойман - не вор.
По Сеньке шапка, по Ереме колпак.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
(На воре шапка горит.)
Подведение итогов раунда.
6. Игра с болельщиками. Зазеркалье.
Ведущий: в Зазеркалье все слова во фразах - перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.
  1. Непунктуальность - хамство холопов. (точность - вежливость королей.)
  2. Штиль из миски молока. (Буря в стакане воды.)
  3. Болтовня - символ отказа. ( Молчание знак согласия.)
  4. Невежество - слабость. (Знание - сила.)
  5. Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)
  6. Остановился читать уезд. (Пошла писать губерния)
  7. Ненавистное село должно бодрствовать тревожно. (Любимый город может спать спокойно.)
  8. Их роты поредело. (Нашего полку прибыло.)
7. Раунд 5.
Команды получают по три карточки с высказываниями о русском языке и с фамилиями выдающихся писателей. Нужно определить, кому из писателей какое высказывание принадлежит.
- Русский язык: яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый: (А.Н.Толстой.)
-Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками: (И.С.Тургенев)
-Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)
-С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)
-Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, пев...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.05 | Просмотров: 369

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340