Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Неделя русского языка для учащихся 7—8-х классов Турнир смекалистых
Автор(ы): Слеткова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В турнире могут принимать участие учащиеся 7-8 классов. Для проведения игры необходимо сформировать 2 команды. Цели мероприятия: - расширение кругозора учащихся;
- привлечение внимания к родному языку с помощью занимательных заданий;
- формирование познавательного интереса.
Ход мероприятия Ведущий. Дорогие друзья! В течение нескольких дней наша школа путешествовала по бескрайним просторам Лингвистики. Мы побывали в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье Знаков препинания, на архипелаге Частей речи и в других интересных местах. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы подвести итоги, выявить знатоков русского языка. Надеемся, что любознательность, смекалка, чувство юмора, упорство, любовь к родному языку помогут вам победить в сегодняшнем турнире. Высокими судьями на нашем турнире будут победители районных и зональных предметных олимпиад под руководством председателя школьного методического объединения учителей русского языка. Узнав, о состязаниях к нам в школу прибыл Его Величество Русский Язык. - Глубокоуважаемый Русский Язык! Приветствуем вас от имени всех истинных ценителей русского языка, а их у нас немало. Русский язык: Я от всей души рад встрече с пытливыми, находчивыми, знающими, остроумными, желающими проникнуть в тайны языкознания. Успехов вам! Представление команд. Гонг возвещает начало состязаний. Раунд 1. РАЗОГРЕВ ИЗВИЛИН. Командам задается по очереди по три вопроса, на обдумывание дается 1 минута. - Один из томов 4-томного словаря В.И.Даля полностью посвящен этой букве. Слишком много слов в русском языке с нее начинается. Какая это буква? (Это буква П. 3 том Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля содержит 555 страниц, на которых помещены слова на букву П.) -Именно эта буква отличает невоспитанного человека от необразованного. ( Это буква Д. Невежа-невежда.) - Этот доктор филологических наук прославился еще и тем, что неприятных для нас насекомых сделал героями своих произведений. Назовите фамилию ученого и его произведения о насекомых. (К.И. Чуковский. Тараканище, Муха-цокотуха.) - Согласно Книге рекордов Гиннеса переписка французского писателя В. Гюго с издателем Харстом стала самой короткой в мире. Гюго, будучи на отдыхе, интересовался, как продается его новая книга. Ответ издателя бал таким же лаконичным, как и письмо Гюго. Воспроизведите эту переписку. Что было в письмах? ( Гюго:? Издатель: !) - Эту букву ввел в русский алфавит в 1797 году Н.М.Карамзин, но до сих пор печатные тексты часто ее игнорируют. Какая это буква? ( Это буква Ё) - Так древние римляне называли группу рабов, принадлежащих одному хозяину. ( Фамилия.) Подведение итогов раунда. Раунд 2. ПОЛИГЛОТ Командам задается по 5 вопросов. Ведущий: Мы утверждаем, что вы знаете много- много слов на самых разных языках мира, поскольку они все давным-давно вошли в русский язык. Кстати, каким термином называются слова, пришедшие в наш язык из других языков? Вы знаете, как будет по-гречески разбойник? Ну, разумеется, знаете, ведь это пират. И арабский дух вам тоже знаком, так как это джинн. Поэтому скажите: - :по-голландски лодочник, если он теперь не просто лодочник, а заведующий хозяйственной частью корабля. (Боцман). -:по-испански помост, если на помосте поют и пляшут, дают представления. (Эстрада), -:по-китайски пожиратель бамбука, если этого животного иногда так и называют: бамбуковый медведь. (Панда). -:по- киргизски то, что на макушке, если она действительно прикрывает в Средней Азии макушки. (Тюбетейка.) - :на хинди панталоны из легкой ткани, если мы эти панталоны надеваем на ночь. (Пижама.) -:по-немецки рана, нанесенная мечом, если у нас это не рана, а след от нее.(Шрам.) -:по- персидски ткань, если это ткань, но с металлическими нитями. (Парча.) -:по- итальянски посоленное, если эту холодную закуску и правда солят, прежде чем перемешать. (Салат.) -:по- французски каменное крыльцо, если к этому крыльцу подходят поезда. (Перрон) -:по- персидски садик, если там произрастают дыни и арбузы. (Баштан.) Подведение итогов раунда. Раунд 3. В гостях у Фразеологии. Задание первой команде. Ведущий: Как маслом по сердцу для нас тот факт, что в близком нашему сердцу русском языке столько фразеологизмов со словом сердце. С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда: -: сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.) -:придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.) -: испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.) -: заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.) -:говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.) -:что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.) -:делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.) -:пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.) -:делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.) Задание второй команде. Ведущий: Если вы ориентируетесь в русской фразеологии как рыба в воде и вас водой не разлить с русскими поговорками, это задание льет воду именно на вашу мельницу. Используя фразеологизмы со словом вода, что вы скажете о человеке, который: -:делает бесполезную работу? (Носит воду решетом.) -:умышленно запутывает дело? (Мутит воду.) -:знал заранее, предугадал что-то? (Как в воду глядел.) -:бесследно исчез? (как в воду канул.) -:попусту тратит время? (Толчет воду в ступе.) -:избежал заслуженного наказания? (Вышел сухим из воды.) -:хранит упорное молчание? (Воды в рот набрал.) -:побывал во многих переделках?(Прошел огонь, воду и медные трубы.) -:корыстно пользуется беспорядком? (Ловит рыбу в мутной воде.) Подведение итогов раунда. Раунд 4. Поговорка-цветочек, пословица - ягодка. Команды получают одинаковые карточки с заданием. Кто быстрее справится? Содержание карточки. В каждой приведенной здесь группе пословиц спрятана еще одна, которую до поры до времени не видно, но как только вы выберете из пословиц по одному- нужному- слову, она тут же и сложится сама собой. Помните только, что слова изменяются по числам, падежам и временам. У бабы волос долог, да ум короток. С глаз долой - из сердца вон. Что с возу упало, то пропало. Пожалел волк кобылу - оставил хвост да гриву. Час от часу не легче. (Баба с возу- кобыле легче.) От добра добра не ищут. Собака лает - ветер носит. В тесноте да не в обиде. Жизнь прожить - не поле перейти. (Ищи ветра в поле.) На безрыбье и рак рыба. Не пойман - не вор. По Сеньке шапка, по Ереме колпак. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (На воре шапка горит.) Подведение итогов раунда. 6. Игра с болельщиками. Зазеркалье. Ведущий: в Зазеркалье все слова во фразах - перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы. - Непунктуальность - хамство холопов. (точность - вежливость королей.)
- Штиль из миски молока. (Буря в стакане воды.)
- Болтовня - символ отказа. ( Молчание знак согласия.)
- Невежество - слабость. (Знание - сила.)
- Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)
- Остановился читать уезд. (Пошла писать губерния)
- Ненавистное село должно бодрствовать тревожно. (Любимый город может спать спокойно.)
- Их роты поредело. (Нашего полку прибыло.)
7. Раунд 5. Команды получают по три карточки с высказываниями о русском языке и с фамилиями выдающихся писателей. Нужно определить, кому из писателей какое высказывание принадлежит. - Русский язык: яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый: (А.Н.Толстой.) -Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками: (И.С.Тургенев) -Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький) -С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский) -Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, пев...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2019.03.05 | Просмотров: 390
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|