Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Внеклассное мероприятие Республика моя – Кабардино–Балкария. 3–4-е классы


Автор(ы): Тхашугоева Арина Аскербиевна; Карданова Светлана Хасанбиевна, учитель начальных классов

Приветствие (звучат на русском, кабардинском и балкарском языках).
– Здравствуйте, уважаемые гости!
Ученик:
“Гость”
Хороший гость – и радость, и во благо.
Скажу ему адыгское “Кебляго!”
Пожалует хоть летом, хоть зимой –
Приму его – он гость желанный мой.
Обычай был у моего народа:
Кунацкая в любое время года
Отворена! В нее, сойдя с коня,
Гость мог войти в любое время дня.
Как завещали деды и отцы,
Лети по всей земле, во все концы,
Присловье мудрое адыгов:
“Гость – это благо!”
Скажу ему душевное “Кебляго!”
Борис Кагермазов
Танцевальная группа исполняет национальный танец “Кафу”.
Ведущий: Сегодня мы хотим поговорить об обычаях и традициях народов нашей республики.
Кабардинцы и балкарцы издавна славились своим гостеприимством. В начале XVII века нидерландский путешественник писал о черкесах, что “они очень разумны и приветливы, достойны подражания и знамениты своим гостеприимством”.
Такую характеристику кабардинскому балкарскому гостеприимству давали многие другие очевидцы истории наших народов в XVI–XIX веках.
Сложились четко разработанные правила приема гостей, их прав, обязанностей хозяев, нарушение которых осуждалось по обычаю горских народов. Каждый обязан был знать все традиции своего народа.
Даже своему врагу хозяин в своем доме должен был сказать: “Къеблагъэ”, “Сау келиги” (“Добро пожаловать”) и защитить его. Тот, кто выдал бы гостя, заслужил бы всеобщее презрение, его исключили бы из рода, к которому он принадлежал. Вот почему говорят: “Гость горца в крепости сидит”.
Инсценированное представление “Приходят в дом гости” и ее обсуждение.
Ведущий: У гостя не спрашивали ни его имени, звания, откуда, куда и зачем едет. Это считалось неприличным. Гость сам, по обычаю, не позднее чем через три дня объявлял себя и давал хозяину знать, что его приезд не является секретным.
Беседу с приезжим поддерживали только старшие, а младшие слушали, соблюдая абсолютную тишину.
Ученик:
“Стол дружбы”
Я хочу, чтоб этот стол стоял
День и ночь накрытым для гостей.
Сядут рядом верные друзья,
И тогда скажу от сердца я,
Поднимая чашу за друзей:
“Пусть, пока мы ходим по земле,
Жизнь нас сводит с честными людьми!
Видеть вас всегда отрадно мне,
Пусть вам будет радостно вдвойне,
Да продлятся вечно ваши дни.
Знайте, здесь вас с нетерпеньем ждут,
Самых близких, самых дорогих.
Пусть нас больше соберется тут,
Пусть друзья своих друзей зовут…
Только пусть дорогу не найдут
В дом наш ваши и мои враги!
Борис Кагермазов
Ученик:
Таков кабардинский обычай,
У горца для гостя –
Питье и еда,
Любому – приют без отличий.
И коли с добром,
Ты желанен всегда:
Таков кабардинский обычай.
Плутаешь в тумане –
Проводят к тропе
По компасу песенки птичьей;
Подарят кинжал –
Значит верят тебе:
Таков кабардинский обычай.
Но если явился ты в наши края –
Как недруг, разжиться добычей, –
Ни крова не жди,
Ни еды, ни питья:
Таков кабардинский обычай.
Хабас Шогенов
Ученик:
“Доверие”
Доверяет во всем человек
Человеку – и знаю теперь я:
На Земле только силой доверья
Жизнь хранится в суровый наш век!
Борис Кагермазов
Ведущий: Когда говорят, что у кабардинца или балкарца есть нэмыс (намыс), это означает, что для этого человека моральные требования Адыгэ хабзэ, Тау адета стали основой его поведения.
Важнейшими требованиями Адыгэ хабзэ и Тау адета были:
  1. любовь к родине, к своему народу;
  2. скромность, терпимость, снисходительность;
  3. вежливое и учтивое отношение к родителям;
  4. уважительное отношение к старшим;
  5. рыцарское отношение к женщине.
Группа девочек исполняет “Девичий танец”.
Ведущий: Любовь к родине, готовность ее защитить нашли свое отражение во многих нартских сказаниях: “Сказание о Батразе”, “Предания о Джамбулате”, “Легенда о братьях Есеноковых” и др.
Большое внимание уделяли воспитанию скромности. Считали разговор мужчины о своих достоинствах недопустимым позором.
Рыцарский этикет требовал мужественно переносить страдания, боли, голод, холод, не доставлять другим хлопот.
Большое внимание уделяли воспитанию уважительного отношения к родителям. Дети без разрешения не отлучались из дома, если даже они были взрослыми. Родители должны были знать, куда и на какое время отлучались их дети. Дети, по обычаю, не оставляли родителей, не отделялись от них. Они не могли допустить, чтобы родители почувствовали себя одинокими, никому не нужными. Поэтому у нас не было брошенных стариков. Если у стариков не было детей, то о них заботился род, все общество. Дети, бросившие родителей, могли заслужи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.05 | Просмотров: 38

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!