Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Их физические свойства


Автор(ы): Енохова Алевтина Владимировна, учитель химии

Цель:
  1. Рассмотреть положение металлов ПСХЭ (далее последовательная система химических элементов). Особенности строения их атомов. Изучить общие физические свойства металлов. Повторить и обобщить химической связи и кристаллической металлической решетке.
  2. Способствовать расширению знаний о щелочных и щелочноземельных металлов в недрах Якутии.
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы исходя о положении металлов периодической системы химических элементов.
  4. Развивать умение владеть химической терминологией, четко сформулировать и высказывать мысли. Воспитывать самостоятельность мышления учебной деятельности.
  5. Формулировать ответственное отношение к учебе.
Оборудование:
  1. Учебники Габриллян О.С.;
  2. Заготовки страниц журналов, газет;
  3. Набор металлы;
  4. Таблица Д.И. Менделеева периодический закон и периодическая система;
  5. Диаграмма электропроводности, плотности, температуры плавления;
  6. Геолого-экономическая карта Республики Саха (Якутия);
Ход урока
Комбинированное занятие: Лекция с элементами беседы, основные понятия фиксируются в тетради.
I. Организованный момент. Приветствие. Настрой на работу. Проверка домашнего задания.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, что знаем о положении металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, а так же узнаем о роли периодического закона и периодической системы химических элементов на зеленой поверхности. Итак, начинаем урок.
Предлагаю обобщить все знания по металлам, в частности по их положению в ПС и особенностям их электронного строения.
Ученики: Работают с таблицей.
Вывод: Металлы расположены в начале периодов, каждый период начинается со щелочного металла (перечисляют щелочные металлы, составляют их электронные формулы определяют положение в таблице I группы главной подгруппы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему химическим элементам I группы главной подгруппы дали название “Щелочные металлы”?
Учащиеся: (думают, спорят, отвечают)свое название эти металлы получили от названий соответствующих гидроксидов, которые при растворении в воде дают щелочи: Li – Li OH, Na – Na OH, H – H OH;
Учитель: Говорят, что щелочные металлы сильные восстановители, что вы об этом думаете? Рассмотрите, пожалуйста, электронное строение металлов.
Учащиеся: У всех щелочных металлов на влияние электронном уровне находиться по 1 электрону по подгруппе сверху вниз радиусы атомов увеличиваются, поэтому притяжение электронов к ядру будет слабее, легче отдают свои электроны.
Учитель: Молодцы, а теперь напишите электронное строение химических элементов II группы главной подгруппы.
Учащиеся: Ребята, исходя из положения, в ПС пишут электронные формулы элементов II группы главной подгруппы, при этом отмечают Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra – сильные восстановители, так как содержат по 2 электрона на последнем энергетическом уровне, но более слабые, щелочные металлы.
Учитель: Ca, Sr, Ba относят к группе щелочноземельных металлов. Ребята, еще раз посмотрите особенности электронного строения от Ве до Ra. Как изменяются свойства атомов элементов при переходе от Ве до Ra.
Учащиеся: Радиус атома увеличивается от Ве до Ra, значит, способность к отдаче электронов усиливаются. Самый сильный восстановитель Радий, самый слабый Вериллий.
Учитель: Однако, бериллий обладает – амфотерными свойствами. Как вы думаете, почему ведь он стоит во II группы главной подгруппе.
Учащиеся: (думают, сопоставляют электронное строение). Атом Вериллия обладает небольшим радиусом (всего 2 электронных слоя и 2 электронами, которые сильные сильно притягиваются к ядру атома из-за его малого радиуса, которая свойственна не металлам, поэтому наряду с металлическими свойствами у него проявляются так же неметаллические свойства.
Учитель: К металлам относят так же элементы главной подгруппы III группы, но Вериллий не относят к металлам почему? Докажите!
Учащиеся: (пишут электронное строение элементов III группы главной подгруппы, делают вывод). Бор обладает маленьким радиусом (всего 2 электронных уровня) и 3 электрона на последнем энергетическом уровне, поэтому они притягиваются к ядру атома, чем другие. Из этого следует, что бор является слабым восстановителем и его относят к неметаллам.
+ 1 1 Na 1s2 2s2 в 3s1
+ 1 2 Mg 1s2 2s2 в 3s2
+ 1 3 Al 1s2 2s2 в 3s1 3р1
Учащиеся отмечают в тетрадях 2 основные особенности строение атомов металла
  • Наибол...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2019.03.07 | Просмотров: 53

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!